Все мы выросли на сказках. Во многом они учат нас определенным правилам и целям в жизни, уважительному отношению к семье, к другим людям. Сильный должен защищать слабого, принцесса должна выйти замуж не за богатого и жадного, а за храброго и доброго, не лентяй, а трудолюбивый и честный окажется победителем. «Сказка – наиболее доступное средство нравственного и эстетического воспитания, которое активно воздействует на разум и чувства человека, развивает его восприимчивость, эмоциональность». Дети понимают сказки лучше, чем просто текст с наставлениями, и им гораздо легче благодаря сказке освоиться в этом мире.
В музыкальном образовании очень важно активно использовать положительное воздействие сказок на детей. Можно слушать с обучающимися оперу Н. Римского -Корсакова «Снегурочка», фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки и симфонические картину А. Лядова «Баба-Яга». Можно слушать и смотреть балет И. Стравинского «Жар-птица», тогда интеграция искусств танца, музыки и живописи декораций окажет на детей более яркое впечатление. Можно сказки исполнять. Существуют готовые сюжеты для исполнения, например «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, где ребята могут петь и играть музыкальные темы, тем самым самостоятельно участвуя в роли главных героев.
А можно самим участвовать в создании сказок, начиная от сочинения сюжетной линии, заканчивая подбором музыкальных тем. Так и поступили учащиеся детской музыкальной школы Ханты-Мансийского района под руководством преподавателя О.В. Пылаевой.
А началось все с образных и ярких произведений композитора Фридриха Бургмюллера, которые подбирались и копились педагогом определенное время. Затем ребята в течение года разучивали произведения. А самое интересное было, конечно, сочинение сюжета по этим пьесам. Музыка и танцы, балерина и ее поклонники, любовь и зло, преграды на пути влюбленных, желающих быть вместе в виде вьюги, шторма, заколдованных лесов, добрые ангелы, верные спутники, долгожданная встреча героев и счастливый конец, как и положено в настоящей сказке.
Дети на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир, сами создавали его, старались погрузить в этот мир слушателей. Детям была дана возможность попробовать себя в той или иной роли, в образе двух- трех персонажей. Ребята своей игрой на фортепиано изображали героев и различные ситуации из сюжета сказки, явления природы – балерину, рыцаря, господина, снежную вьюгу, пряху, неистовый шторм, ручеек, жалобу, ангела, Аве Марию, воодушевление, возвращение, успех. По мере исполнения ребенок и сам оценивал себя, и, с другой стороны, его оценивали товарищи.
Само выступление было очень волнующим и ответственным моментом. Ребята получили возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, раскрыть свой творческий потенциал, понять социальную значимость своей исполнительской деятельности. Зрителям же досталась роль ценителей, а родителям – роль «хвалителей».
Такое оформление получил концерт в детской музыкальной школе Ханты-Мансийского района под названием «Музыкальная сказка по произведениям Фридриха Бургмюллера», который состоялся в апреле 2017 года в поселке Горноправдинск. На концерте зрителям кроме произведений этого замечательного композитора, была представлена презентация из картин к сказке и рисунков наших ребят к данным пьесам, для более сильного воздействия интеграции различных искусств. А так как сказки любят все, концерт был повторен для воспитанников Воскресной школы, начальной школы поселка с адаптацией к соответствующей категории слушателей.
Сказочного волшебства всем в творчестве, оригинальных идей и доброго завершения всех начинаний!
Преподаватель МБОУ ДО ХМР «ДМШ» Пылаева О.В.