Обобщение опыта на основе самообследования педагогической деятельности преподавателя по классу «баян» и «аккордеон» Одинцова Владимира Сергеевича
РАЗДЕЛ 1. Профессиональное образование
1.1 Наличие образования по профилю профессиональной деятельности
Дата рождения | 24.05.1979 |
Образование |
Среднее профессиональное, Диплом [1] [2] (СБ 2069279) «Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С. Палантая» с присвоением квалификации артист оркестра, преподаватель ДМШ по специальности «Инструментальное исполнительство» «баян», дата выдачи 21.06.2000 года (регистрационный номер 3050), годы обучения 1996-2000. Высшее, Диплом [3] [4] (ВСВ 0629587) ГОУВПО «Марийский государственный университет» с присуждением квалификации художественного руководителя творческого коллектива (оркестр народных инструментов), преподавателя по специальности «Народное художественное творчество», дата выдачи 30.06.2005 года (регистрационный номер 7958), годы обучения 2000-2005. |
Специальность | Преподаватель по классу баяна и аккордеона МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа» отделение п. Красноленинский с 20.09.2011 г. |
Общий трудовой стаж | 18 лет |
Стаж педагогической работы | 9 лет |
Наличие квалификационной категории | вторая |
1.2 Соответствие дополнительного профессионального образования, полученного в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе.
- Удостоверение [5] о повышении квалификации 862402946932 рег. номер 036 г. Сургут, дата выдачи 05.11.2015 г. по дополнительной профессиональной программе «Инструментальное исполнительство» (инструменты народного оркестра) в объеме 72 часов (28.10.2015 - 5.11.2015), БУ «Сургутский музыкальный колледж»;
- Сертификат [6] участника III Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» (30.10.2015 – 31.11.2015), БУ «Сургутский музыкальный колледж»;
- Мастер-классы и лекции:
- Мастер-класс: А.В. Кугаевский, профессор Новосибирской государственной консерватории;
- Мастер-класс: «Работа с оркестром народных инструментов», «Подготовка к концертному выступлению, подбор репертуара для учащихся ДШИ»И.А. Шандурский, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;
- Мастер-класс: «Работа над техникой. Подготовка к техническому зачету» А.В. Куракина;
- Мастер-класс: «Использование компьютера по дисциплине инструментовка» Б.В. Лагода, Заслуженный артист Казахстана, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;
- Лекция «Музыкальное произведение и нотный текст»; «Проблемы художественного образования в РФ» В.В. Рева, кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург;
- Лекция «К вопросу формирования творческой индивидуальности молодых специалистов художественных профессий в современных условиях»; «Педагогическая аттестация: проблемы и пути их решения» Л.М. Царегородцева, кандидат искусствоведения, доцент, почетный работник СПО РФ, зав. учебно-методическим кабинетом Центра искусств для одаренных детей Севера, г. Ханты-Мансийск;
- Лекция «Новые предпрофессиональные программы. Цели, задачи и пути реализации» О.Е. Мечетина, Заслуженный учитель РФ, преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва;
- Лекция «Перспективы сетевого взаимодействия дополнительного и профессионального образования» Л.В. Яруллина, директор Сургутского музыкального колледжа;
- Лекция «Работа над художественным образом музыкального произведения» С.Г. Лалаян, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;
- Лекция «Свобода игрового аппарата исполнителя» А.А. Федулов, преподаватель Сургутского музыкального колледжа;
- Лекция «Еще раз о содержании музыкальных произведений» М.А. Уланова;
- Лекция «Особенности развития дошкольника, готовность ребенка к обучению в ДШИ» Н.Г. Молчанова, педагог-психолог Сургутского музыкального колледжа;
- Практические занятия «Особенности проектной деятельности при прохождении аттестации» А.С. Донченко, кандидат филологических наук, преподаватель Сургутского музыкального колледжа;
1.3 Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
В мире современных технологий образование идет в ногу со временем: важно педагогу быть в курсе всех новшеств, происходящих в мире. Курсы повышения квалификации дают возможность углубиться в сферу своей деятельности и помочь решить некоторые вопросы в педагогической практике по применению новых технологий и методик преподавания игры на инструментах.
В III Всероссийской научно-практической конференции обсуждались некоторые важные теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства, проводились мастер-классы, зачитывались лекции, что, несомненно, поможет в дальнейшем грамотно выстраивать урок по специальности, качественно вести подготовку к экзаменационным прослушиваниям в течение года, и сформировать модель выпускника - духовно и гармонически развитую личность.
Были даны рекомендации по подбору нотной литературы, как для сольного исполнения, так и для ансамблей и народного оркестра.
В педагогической практике опираюсь на принцип дифференцированного обучения в зависимости от способностей ребенка, с учетом его индивидуальности, психофизических особенностей, степени одаренности.
Особое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Использую современные подходы к решению психологических проблем, возникающих в различных ситуациях совместной образовательной деятельности педагога, родителей и учащихся разных возрастов.
1.4 Системность профессионального развития (в любых формах, применяемых по усмотрению педагога)
Системность – это необходимое условие для профессионального роста преподавателя.
В течение года провожу и активно участвую в мастер-классах, открытых уроках, конференциях, семинарах, фестивалях, конкурсах, педагогических проектах, форумах.
Мастер-классы и открытые уроки направлены на улучшение качества исполнения музыкальных произведений, постановку игрового аппарата, работу над созданием художественного образа.
Участие в конкурсах и фестивалях в номинации инструментальное исполнительство способствует личному профессиональному росту. Являюсь создателем и руководителем инструментального дуэта «Гармония» (баян, фортепиано) и трио баянистов в составе учащихся ДМШ народного отделения «Музыкальный карагод», а также Народного самодеятельного хорового коллектива «Вдохновение» с 2004 года, выступления которых проходят на различных концертных и конкурсных площадках.
В 2010 году опубликованы мои стихи в сборнике поэзии и прозы [7] [8] [9] [10] «В памяти нашей навечно», посвященном празднованию 65-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией.
Участник творческого проекта в написании официального гимна Ханты-Мансийского района – 2014 г. (моя работа вошла в пятерку лучших).
В рамках празднования 90-летия со дня образования Ханты-Мансийского района был издан альманах со стихами и аудио-сборник песен, посвященный Ханты-Мансийскому Округу и Ханты-Мансийскому району местных авторов, куда вошли несколько моих творческих работ: «Живи и процветай, район Ханты-Мансийский» сл. и музыка Одинцова В.С.
Приложение (таблица)
№№ | Наименование мероприятия | Год | Уровень | Документ |
1 | «Стимул» | 2009 | Окружной | Диплом I степени [11](инструментальное исполнительство) |
2 | «Сохранение и развитие народных песенных традиций» семинар и мастер-класс в рамках конкурса Interfolk г. Санкт-Петербург | 2010 | Международный | Благодарственное письмо [12] |
3 | «Interfolk in Russia» III Международный фольклорный фестиваль | 2010 | Международный | Диплом участника [13] (хоровые коллективы) |
4 | «Поет село родное» | 2010 | Районный | Диплом I степени [14] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение) |
2010 | Районный | Гран-при [15] (сольное инструментальное искусство) | ||
2011 | Районный | Диплом II степени [16](инструментальное искусство) | ||
2011 | Районный | Диплом II степени [17] (дуэт «Гармония» инструментальное искусство) | ||
5 | «Не стареют душой ветераны» | 2013 | Районный | Диплом I степени [18] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение) |
6 | «Югорские узоры» | 2015 | Районный | Диплом I степени [19] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение) |
7 | III Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» | 2015 | Всероссийский | Сертификат участника [20] |
8 | Мастер-классы, лекции,семинары, практические занятия г. Сургут (дополнительная профессиональная программа «Инструментальное исполнительство») | 2015 | Всероссийский | Удостоверение о повышении квалификации [21] |
9 | Олимпиады Infourok | 2016 | Международный | Благодарность [22] |
10 | Создание персонального учительского сайта проекта Infourok (№ АА-282143) | 2016 | Сертификат [23] |
1.5 Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе
При введении Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» учебный предмет «Специальность» баян 8(9) и 5(6) лет, аккордеон 8(9) и 5(6) лет, а также «Ансамбль» 5(6) и 8(9) лет реализую курс на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально-одаренных детей и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные музыкальные учреждения. А также эта программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
В дальнейшем планирую тему самообразования по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по специальности; продолжать включать коллег в командную работу в рамках реализации целей образовательной программы; обосновать и проанализировать, применить в педагогической практике «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (план самообразования [24]). Разработать и применить программу по работе с одаренными детьми, согласно государственной программе «Развитие образования» на 2014-2020 гг.
РАЗДЕЛ 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии
2.1 Формулирование конкретных целей профессиональной деятельности, связанных с образованием обучающихся
Цель – создание комфортных условий для развития творческой личности, развития музыкальных способностей обучающихся, применяя современные технологии и методики преподавания в рамках образовательных программ;
- уметь создать духовную атмосферу на уроке, способствующую соотнесению учениками своего мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства;
- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
- раскрыть духовно-нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в учениках внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам;
- добиваться высоких исполнительских результатов.
Результаты деятельности фиксируются в индивидуальных планах обучающихся, в классных журналах и журнале по внеклассной работе.
2.2 Формулирование конкретных целей профессиональной деятельности, связанных с эффективностью работы образовательной организации
Целью моей профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является участие в создании положительного имиджа музыкальной школы, применяя эффективные инновационные технологии организации занятий с целью повышения качества знаний всех учащихся.
Применяю новые педагогические технологии, как фактор повышения качества образования, индивидуализацию и социализацию обучения. Большое внимание уделяю формированию преподавательского профессионализма:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания игры на народных инструментах (баян и аккордеон);
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации занятий;
- ознакомление с новыми программами, технологиями, методиками и концепциями обучения и воспитания.
2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся
Участвовал в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся дополнительных профессиональных программ: художественно-эстетической направленности и дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «народные инструменты» по специальности баян 5(6) и 8(9) лет, аккордеон 5(6) лет и 8(9) лет, ансамбль 5(6) и 8(9) лет. Ежегодно разрабатываю план по воспитательной работе с детьми.
Создание и разработка портфолио учащихся: ведение индивидуального образовательного маршрута (плана) одаренных детей, создание фонда оценочных средств к образовательным программам.
Традиционным стали мероприятия, созданные и разработанные мною с целью заинтересованности детей в обучении: «Посвящение в первоклассники», «Музыкальная гостиная», «Рождественские встречи», «Лучики», «Нашим мамам», «Спасибо деду за Победу», «День защиты детей».
Учащиеся вовлечены в совместное музицирование – являющееся одной из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Создал семейный вокальный дуэт «Братаны», который активно участвует в концертах и конкурсах различного уровня. Ансамбль народных инструментов «Музыкальный карагод» ведет активную концертную деятельность, в репертуар которого входят также и собственные авторские обработки.
2.4 Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации
Реализую рабочие программы, ежегодно обновляю и применяю План по учебно-воспитательной работе. Обеспечиваю высокое качество и хорошую успеваемость учащихся музыкального класса (Рабочие программы и План учебно-воспитательной работы [25]).
Ежегодно подготавливаю обучающихся ДМШ к концертам, конкурсам, фестивалям, олимпиадам различного уровня (Список ежегодных мероприятий [26]).
Разрабатываю и реализую план работы родителями в рамках Плана учебно-воспитательной работы школы. «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (план самообразования [27]).
Участвую в профессиональных конкурсах различного уровня, обобщаю и транслирую продуктивный педагогический опыт (создание персонального учительского сайта Infourok [28]).
Создаю условия безопасности при организации образовательного процесса, а также при сопровождении обучающихся ДМШ на конкурсы, концерты и культурно-просветительские мероприятия (приказы о сопровождении [29]).
Являюсь руководителем ансамбля народных инструментов «Музыкальный карагод» (с 2012 г.), руководителем инструментального дуэта «Гармония», помощником руководителя детского хора при ДМШ «Чистая нотка» (с 2011 г.), создателем и художественным руководителем Народного самодеятельного вокального ансамбля «Вдохновение» (с 2004 г.), которые ведут активную концертно-просветительскую деятельность.
2.5 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации
Преподаватели и учащиеся ДМШ проводят большую концертно-просветительскую деятельность. Для учащихся школ и воспитанников д/с (Благодарственное письмо директора МКОУ ХМР «Детского садика лучик» п. Урманный [30]), жителей поселка проводятся концертные мероприятия, которые являются пропагандой деятельности школы. Традиционными являются школьные, поселковые концерты ко всем памятным и юбилейным датам(Благодарности [31] [32] [33])
Расширение связей между образовательными учреждениями Ханты-Мансийского района способствует установлению творческих контактов между педагогическими коллективами, активизирует работу учащихся, создает дополнительные возможности для профессионального роста преподавателей.
Приглашение в состав жюри конкурса патриотической песни, посвященного 70-летию Победы над фашистской Германией МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский (Приказ [34] [35] [36]).
Являюсь создателем проекта районного масштаба для лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района «Я радость нахожу в друзьях» (ежегодный конкурс-фестиваль художественного творчества), вместе с работниками Администрации сельского поселения и работниками сельского Дома культуры разрабатывал и организовывал мероприятие в нашем поселке, в 5-ти летний юбилейный год (2016) работал в составе жюри конкурса (Аналитическая справка [37] [38] [39] [40] [41]).
Интересные события, происходящие в ДМШ, освящаю в газете «Наш район» Ханты-Мансийского района (Статьи в газету [42] [43] [44]). Сочиняю и публикую стихи и песни в различных изданиях (Сборники стихов и прозы [45] [46] [47] [48]). На конкурс Гимна Ханты-Мансийского района отправил собственное сочинение (слова и музыка автора, исполнитель - В. Чарский, аранжировка - В. Мицкий).
2.6 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Родители учащихся – наши союзники и помощники, активные участники школьной жизни, постоянные и наши самые благодарные слушатели. Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями.
Разработал и начал реализовывать план по самообразованию «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (План самообразования – сертификат [49]).
Система мероприятий по реализации программы сотрудничества семьи и школы формирует в целом положительный имидж музыкальной школы. Для родителей провожу классные собрания, открытые уроки, отчетные концерты.
В течение всего учебного года проводятся родительские собрания (раз в четверть), а также приглашаются родители и для индивидуальной беседы.
Цели проведения родительских собраний:
- принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни;
- получение информации, необходимой для работы с детьми;
- информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования школы;
- знакомство родителей с аналитическими материалами;
- консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей;
- обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций;
- творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями;
- совместное создание электронного портфолио ребенка;
- анкетирование – опрос (Бланки анкет [50])
(Протоколы родительских собраний [51] [52] [53] [54] [55])
(Благодарности родителям [56])
2.7 Согласованность инициатив со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе
Участие в реализации инициатив школы ориентировано на стратегические ориентиры развития образования в округе в соответствии с документами: учитывается повышение эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, расширение потенциала системы дополнительного образования детей, разработка и реализация программ (проектов) развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.05.2013 № 237-рп «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»; постановление Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском округе – Югре на 2014-2020 годы» (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 17.01.2014 №17-п); Концепция развития дополнительного образования детей (2014).
Результаты: качество образования детей – 100%, участие в разработке и реализации проектов развития ДМШ.
2.8 Наличие отмеченных профессиональных достижений
- Почетная грамота [57] за добросовестный труд, активную работу в сфере культурно-досуговой деятельности Ханты-Мансийского района, март, 2005 год;
- Диплом [58] в номинации Лучший работник культуры, постановление от 11 декабря 2009 года № 186;
- Диплом [59] I степени V окружного фестиваля творчества работающей молодежи Стимул в номинации «Инструментальное исполнительство», 2009 год;
- Благодарственное письмо [60] за высокий профессионализм и творческую активность, за участие в работе семинара «Сохранение и развитие народных песенных традиций» для руководителей хоров и ансамблей народной песни Ленинградской области, 2010 год;
- Гран-при [61] фестиваля народного творчества «Поёт село родное» Ханты-Мансийского района, 2010 год;
- Благодарственное письмо председателя думы Ханты-Мансийского района [62] за профессиональные достижения в области культуры, февраль, 2010 год;
- Диплом [63] II степени районного открытого конкурса-фестиваля самодеятельного народного творчества «Поёт село родное» в номинации Инструментальное искусство «Солисты-инструменталисты от 30 лет и старше», 2011 год;
- Благодарственное письмо [64] за значительный вклад в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского района в связи с 89-й годовщиной образования Ханты-Мансийского района, постановление от 17 декабря 2012 года № 77;
- Благодарность [65] за плодотворную деятельность и личный вклад в развитие культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, приказ от 29.01.2013 год № 03/02-05;
- Диплом [66] I степени IV открытого районного фестиваля народного художественного творчества в номинации Инструментальное искусство «Солисты-инструменталисты», 2013 год;
- Диплом [67] I степени IX районного фестиваля народного творчества граждан старшего поколения «Не стареют душой ветераны» в номинации «Ансамбли» народный коллектив «Вдохновение», 2013 год;
- Благодарственное письмо [68] за качественную организацию и проведение III межпоселенческого конкурса-фестиваля художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района, 2014 год;
- Благодарственное письмо [69] за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство и особый вклад в развитие культуры Ханты-Мансийского района, приказ от 23 декабря 2014 года №241-о.д;
- Диплом I степени [70] районного фестиваля художественного самодеятельного творчества «Югорские узоры» в номинации «Вокальное искусство» ансамбль «Вдохновение», 2015 год;
- Благодарственное письмо [71] «За педагогическое мастерство», март, 2016 год;
- Благодарственное письмо [72] преподавателям МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детской музыкальной школы» отд. п. Красноленинский от 20 января 2016 г.
РАЗДЕЛ 3. Профессиональная деятельность
3.1 Обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией
Программа учебного процесса «Специальность. Баян», «Специальность. Аккордеон» и программа учебного предмета «Ансамбль» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: от 6,6 до 9 лет, составляет 5 (6), либо 8 (9) лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Учебные программы [73] [74] [75] [76]
3.2 Соответствие критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся Федеральным государственным требованиям, Федеральным государственным образовательным стандартам
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. (Таблица [77])
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование).
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное выступление учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и др. слушателей (ставится оценка).
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы, проводится в выпускных классах по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль успеваемости осуществляю на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже, чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Также организовываю и провожу:
- тематические музыкальные вечера с применением ИКТ (мультимедийное оформление мероприятий; подготовка видео-, аудио материалов; презентаций);
- конкурсы, концерты с применением ИКТ;
- выступления перед родителями, в общеобразовательных школах, детских садах и других площадках с применением ИКТ (слайд-шоу).
- подведение итогов развития в конце года по каждому ученику (видео-проект).
3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
В основу образовательного процесса положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений, находится в неразрывной связи с всесторонним универсальным развитием личности обучающегося, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Одной из важных и трудных особенностей художественной в частности, музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности обучающегося.
На вступительных экзаменах в ДМШ у ребенка выявляются определенные музыкальные способности. Всё обучение музыке (класс баяна и аккордеона) это индивидуальный подход к обучающемуся. Это учет таких особенностей как психика, моторика, мышление, память, слух, ритм, воля и художественный уровень. Индивидуальное обучение учащихся осуществляется на базе индивидуального плана, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе.
Планирование и индивидуальный подход к обучающемуся неразрывно связаны, так как индивидуальный план начинается с характеристики учащегося. Особенности учащегося обосновывают остальные разделы индивидуального учебного плана: задачи на ближайший период, методы воздействия, репертуар.
На уроке обучения игре на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному учащемуся, что и позволяет учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого учащегося, а не средний уровень класса.
В условиях новых предпрофессиональных образовательных программ в области искусств у каждого преподавателя есть возможность применять индивидуализацию и дифференциацию в педагогическом процессе: создание
маршрутной карты развития обучающегося, индивидуальная авторская программа обучения, в которой конкретно разработаны методики решения общих и частных проблем обучающихся.
3.4 Участие в инновационных или в экспериментальных проектах
В 2011 году возникла идея создать творческий проект «Я радость нахожу в друзьях» для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатывал совместно с администрацией поселка Красноленинский и директором местного сельского Дома культуры. Уровень проекта – межпоселенческий (районный), участники – лица от 6 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья, конкурсные испытания – художественное чтение, хореография, инструментальное исполнительство, оригинальный жанр, вокальное искусство. Первый фестиваль-конкурс прошел 18.03.2011 года. (Положение, сценарий открытия фестиваля, аналитическая справка, публикации, статьи, благодарственное письмо [78] [79] [80] [81])
3.5 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
20.12.2013 году провел открытый урок «Преодоление технических и художественных задач на уроках по классу баян, аккордеон» (учащиеся 1,2 классов народного отделения) [82].
14.03.2014 году провел открытый урок «Работа над полифонией» (учащиеся 2,3 классов народного отделения) [83].
25.02.2015 году участвовал в мастер-классе, посвященному музыкальному творчеству П.И. Чайковского, в честь празднования 175 – летней юбилейной даты со дня рождения композитора (Ансамбль баянистов «Веселый карагод» исполнение произведений П.И. Чайковского) [84].
24.12.2016 году провел открытый урок «Трудности и их устранения в воспитании конкурсанта» (учащийся 5 класса по баяну Архипов Сергей) (Справка [85])
Ежегодно провожу мероприятия, посвященные ХМАО – Югре и Ханты-Мансийскому району в виде праздничных концертов с выступлениями обучающихся ДМШ (солисты, ансамбли), а также разрабатываю сценарий к 9 Мая – Дню Победы, привлекаю жителей поселка, работающих в различных организациях п. Красноленинский, организовываю репетиции.
На учительском сайте проекта «Инфоурок» размещаю методические разработки. (Сертификат №AA-282143 [86] и свидетельства №ДВ-431792 [87], №ДВ-468020 [88], № ДВ-481718 [89], № ДВ-481783 [90], № ДВ-481764 [91])
Участие в концерте среди преподавателей районной детской музыкальной школы в п. Горноправдинск в рамках II и III районного конкурса инструментального исполнительства «Юный музыкант Ханты-Мансийского района» (29 марта 2013 г., 13 марта 2016 г.)
http://hmrn.ru/raion/socs/cms/culture_news.php?ELEMENT_ID=35648
В честь Великого освящения местного храма Сошествия Святого Духа разработал сценарий праздничного концерта, который провел в СДК, привлекая учителей, преподавателей, учащихся общеобразовательной и музыкальной школ.
http://ugraeparhia.ru/v-subbotu-pervoy-sedmitsyi-velikogo-posta-mitropolit-hantyi-mansiyskiy-i-surgutskiy-pavel-sovershil-velikoe-osvyashhenie-hrama-v-chest-soshestviya-svyatogo-duha-v-p-krasnoleninskiy-i-sovershil-pervuy/
3.6 Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках различных уровней по профилю профессиональной деятельности педагога
Учащиеся ДМШ по классу баян, аккордеон принимают участие в профессиональных конкурсах исполнительского мастерства различного уровня:
№№ |
Наименование конкурса |
Уровень |
Год |
1 |
II районный конкурс «Юные музыканты Ханты-Мансийского района -2013» III районный конкурс «Юный музыкант Ханты-Мансийского района -2016» (положение конкурса [92]) |
Районный |
2013, 2016 |
2 |
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон «Зима-2015/2016») по музыке http://Учительский.сайт/Одинцов-Владимир-Сергеевич |
Международный |
2016 |
3.7 Участие обучающихся во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога
Учащиеся ДМШ принимают участие в конкурсах различного уровня (Приказ №231-о.д. от 25.12.2015 г. Об утверждении единого календарного плана культурных, спортивных молодежных социально-значимых мероприятий Ханты-Мансийского района [93])
№№ |
Наименование конкурса |
Уровень |
Год |
1 |
«Остров детства» |
Районный |
2011, 2013, 2014 |
2 |
«Память» |
Районный |
2011, 2012, 2014 |
3 |
«Югорские узоры» |
Районный |
2015 |
Для учащихся школ, воспитанников детского сада и жителей поселка проводятся концертные выступления, посвященные памятным и юбилейным датам:
- День учителя;
- Посвящение в первоклассники;
- День пожилого человека;
- День Матери;
- Новый год;
- День Защитника Отечества;
- Международный женский день;
- День Победы над фашистской Германией;
- День защиты детей.
(Программа выездного концерта «Лучики» в МКОУ ХМР «Детский садик «Лучик» п. Урманный [94])
3.8 Экспертная деятельность.
- работа в составе жюри конкурса – фестиваля патриотической песни, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Приказ № 161-О от 05 мая 2015 года [95] [96] [97]);
- работа в составе жюри V межпоселенческого конкурса-фестиваля художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района «Я радость нахожу в друзьях» п. Красноленинский (Аналитическая справка [98] [99] [100] [101] [102])
РАЗДЕЛ 4. Результаты профессиональной деятельности
4.1 Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения
Анализ учебных достижений обучающихся за последние 4 года свидетельствует о хорошем качестве усвоения знаний и навыков игры на инструменте:
Успеваемость: Качество:
100% 2011-2012 100%
100% 2012-2013 100%
100% 2013-2014 60%
100% 2014-2015 70%
(Диаграмма [103])
4.2 Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимым образовательным учреждением
Текущий контроль осуществляю по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и использую различную систему оценок. Результаты текущего контроля учитываю при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
При аттестационной комиссии учащиеся моего класса успешно сдают зачеты, академические концерты, переводные экзамены, прослушивания к конкурсам (промежуточная аттестация). В мае 2016 года аттестационная комиссия будет принимать экзамен по специальности моих первых выпускников.
(итоги зачета, решение комиссии [104])
4.3 Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах, официальных конкурсах и выставках по профилю профессиональной деятельности педагога
№№ |
Год
|
Название конкурса, фестиваля |
ФИ учащегося, коллектив |
Номинация |
Результат |
1
2 |
2013 |
районный конкурс инструментальногоисполнительства «Юные музыканты Ханты-Мансийского района» п. Горноправдинск
|
Архипов Сергей |
Сольное исполнение (баян) |
Диплом за участие [105] |
Маслов Илья |
Сольное исполнение (баян) |
Диплом участника |
|||
Архипов Андрей |
Сольное исполнение (баян) |
Почетная грамота за отличную учебу и успешный дебют [106] [107] |
|||
2016 |
районный конкурс инструментальногоисполнительства «Юный музыкант Ханты-Мансийского района» п. Горноправдинск
|
Архипов Сергей |
Сольное исполнение (баян) |
Диплом II степени [108] |
4.4 Результаты внеурочной деятельности обучающихся (заочные олимпиады; интернет и (или) online конкурсы; выставки, конференции) по профилю профессиональной деятельности педагога
№№ |
Год |
Название конкурса, фестиваля, олимпиады |
ФИ учащегося, коллектив |
Номинация |
Результат |
1 |
2013
2014 |
«Остров детства» (г. Ханты-Мансийск) |
Хор «Чистая нотка»
|
Эстрадное пение, ансамбли от 6 до 12 лет |
Диплом I степени [109]
|
Семейный дуэт «Братаны» |
Эстрадное пение, ансамбли от 6 до 12 лет |
Диплом II степени [110] |
|||
2 |
2014 |
«Память» (п. Сибирский) |
Хор «Чистая нотка» |
Вокальные группы до 17 лет |
Диплом II степени [111] |
3 |
2015 |
«Югорские узоры» (с. Циналы) |
Семейный творческий дуэт «Братаны» |
Вокальное искусство |
Диплом I степени [112] |
4 |
2016 |
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон «Зима-2015/2016») по музыке |
Кейль Александр Андреевич (1 класс) |
|
Сертификат (9 из 15 баллов) №560032 [113] |
Пашкова Карина Владимировна (1 класс) |
|
Диплом III степени (13 из 15 баллов) №560428 [114] |
4.5 Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами
С коллегами МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детской музыкальной школы» постоянно происходит обмен опытом: подготовка открытых уроков, мастер-классов, совместных выступлений на муниципальном и районном уровнях. Дуэт «Гармония» (Одинцов В.С. и Одинцова С.С. – преподаватель по классу фортепиано) неоднократно становились призерами различных конкурсов: районный конкурс «Поет село родное» Диплом II степени в номинации инструментальное исполнительство [115]. В связи с празднованием 85-летия ХМАО-Югры был организован инструментальный дуэт (Одинцов В.С. – баян, Ильиных К.В. – аккордеон), который принял участие в праздничной концертной программе в «Югра-Экспо» г. Ханты-Мансийск.
Раз в два года учащиеся и преподаватели ДМШ приезжают на конкурс «Юные музыканты Ханты-Мансийского района - 2013», «Юный музыкант Ханты-Мансийского района - 2016»: дети показывают свое мастерство, а преподаватели исполняют сольные номера, а также ансамблевые: дуэты, трио. Музыка – объединяет людей, а расстояние для этого не помеха.
http://hmrn.ru/raion/socs/cms/culture_news.php?ELEMENT_ID=35648
4.6 Наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнерами
Весь учебный год учащиеся детской музыкальной школы участвуют в концертно-просветительской деятельности. Выступления в детском садике «Лучик» п. Урманный приобщают детей с раннего возраста к музыке: выпускники детского сада с большим желанием приходят в первый класс учиться инструментальному и вокальному искусству.
В общеобразовательной школе п. Красноленинский выступают ребята с инструментальными, вокальными и хоровыми номерами. Приглашение на конкурс-фестиваль, посвященный 70-летию Победы над фашистской Германией в 2015 году МКОУ СОШ ХМР п. Красноленинский в качестве члена жюри.
После разработки проекта для лиц с ограниченными возможностями здоровья «Я радость нахожу в друзьях» в 2011 году, на сцене Сельского дома культуры ежегодно собираются конкурсанты со всего района, чтобы принять в нем участие, показывая свои таланты.
(статья- отзыв в газету «Наш район» участника конкурса «Я радость нахожу в друзьях» [116])
Таблица – социальные партнеры [117]
4.7 Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся
Разработал и начал реализовывать план по самообразованию «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (План самообразования [118])
Цель:
- Изучить ФГТ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и применить педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ.
Задачи:
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
- Просвещение родителей в области детской психологии и педагогики;
- Изучение быта и традиций семей, дети которых обучаются в ДМШ;
- Подготовка и организация совместно с родителями тематических концертов, поездок на культурно-массовые и просветительские мероприятия.
Предполагаемый результат:
- Желание улучшить образовательный процесс ДМШ;
- Переоценка своего профессионального назначения и педагогических ценностей.
При реализации системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся возникли проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказалась не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с педагогом для решения вопросов социального и профессионального становления, самоопределения своих детей (50 %).
Проведение «круглых столов», отчетных концертов, а также: демонстрация успехов и достижений обучающихся поспособствует повышению интереса родителей к учебной деятельности своих детей, к раскрытию и развитию их индивидуальности.
Мероприятия, которые провожу с родителями, приводят к положительной динамике всего учебного процесса: улучшается посещаемость музыкальных занятий, повышается качество и успеваемость. Наблюдается творческий рост юного музыканта (участие в концертах и конкурсах).
РАЗДЕЛ 5. Перспективы развития профессиональной деятельности
5.1 Наличие целей и задач развития собственной профессиональной деятельности, соответствующих стратегии развития образовательной организации и системы образования автономного округа
Мною поставлены цели саморазвития: изучение и апробация инновационных проектов в педагогической профессиональной деятельности. Также активно принимать участие в концертах и конкурсах, практикуя инструментальное исполнительство.
Модель выпускника - духовно и гармонически развитая личность, ориентирующаяся в стилях, жанрах, композиторских школах; а также отлично владеющая игрой на музыкальных инструментах в сольной и ансамблевой игре. Выявлять одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития таланта и готовить их к поступлению в средние и высшие музыкальные учебные заведения. Повысить охват учащихся в конкурсной деятельности. Совершенствовать навыки работы с компьютером и в сети Интернет, сетевых сообществах преподавателей.
5.2 Планы повышения уровня своего профессионального образования в соответствии с собственными профессиональными целями и задачами
Для достижения профессиональных целей и задач своего профессионального образования и его повышению, выделю главные аспекты:
- продолжить исследовательскую, проектную деятельность;
- продолжить взаимодействие с социальными партнерами, а также регулярно работать с родителями учащихся ДМШ;
- формировать объективную потребность социального партнерства (ПЕДАГОГ - УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ);
- формировать творческие способности учеников;
- продолжить работу по разработке учебно-методического пособия по преподаваемым предметам, в соответствии с ФГТ;
- применять в работе образовательные ресурсы сети Интернет;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся ДМШ.
5.3 Способы организации собственного профессионального развития
Профессиональные цели и задачи, которые я ставлю перед собой, соответствуют уровню моей профессиональной деятельности, опираясь на государственную программу «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы, формируются исходя из опыта педагогической деятельности.
Внедрение и совершенствование новых методик и технологий в преподавании игры на баяне, аккордеоне и публикация их в СМИ.
Разработать программу по работе с одаренными детьми 2015-2020 гг. (создание базы одаренных детей).
Применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества знаний учащихся музыкальной школы.
Изучение опыта работы преподавателей музыкальных школ в области применения современных методик преподавания игры на баяне и аккордеоне.
Ознакомление с новыми программами, концепциями обучения и воспитания.