>>   >>   >>  Одинцов Владимир Сергеевич
Одинцов Владимир Сергеевич

Обобщение опыта на основе самообследования педагогической деятельности преподавателя по классу «баян» и «аккордеон» Одинцова Владимира Сергеевича

РАЗДЕЛ 1. Профессиональное образование

1.1 Наличие образования по профилю профессиональной деятельности

Дата рождения 24.05.1979
Образование

Среднее профессиональное, Диплом [1] [2] (СБ 2069279) «Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С. Палантая» с присвоением квалификации артист оркестра,  преподаватель ДМШ по специальности «Инструментальное исполнительство» «баян», дата выдачи 21.06.2000 года (регистрационный  номер 3050), годы обучения 1996-2000.

Высшее, Диплом [3] [4] (ВСВ 0629587) ГОУВПО «Марийский государственный университет» с присуждением квалификации художественного руководителя творческого коллектива (оркестр народных инструментов), преподавателя по специальности «Народное художественное творчество», дата выдачи 30.06.2005 года (регистрационный номер 7958), годы обучения 2000-2005.

Специальность Преподаватель по классу баяна и аккордеона МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа» отделение п. Красноленинский с 20.09.2011 г.
Общий трудовой стаж 18 лет
Стаж педагогической работы 9 лет
Наличие квалификационной категории вторая

1.2 Соответствие дополнительного профессионального образования, полученного в межаттестационный период, профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе.

Удостоверение [5] о повышении квалификации 862402946932 рег. номер 036 г. Сургут, дата выдачи 05.11.2015 г. по дополнительной профессиональной программе «Инструментальное исполнительство» (инструменты народного оркестра) в объеме 72 часов (28.10.2015 - 5.11.2015), БУ «Сургутский музыкальный колледж»;

Сертификат [6] участника III Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» (30.10.2015  – 31.11.2015), БУ «Сургутский музыкальный колледж»;

- Мастер-классы и лекции:

Мастер-класс: А.В. Кугаевский, профессор Новосибирской государственной консерватории;

- Мастер-класс: «Работа с оркестром народных инструментов», «Подготовка к концертному выступлению, подбор репертуара для учащихся ДШИ»И.А. Шандурский, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;

- Мастер-класс: «Работа над техникой. Подготовка к техническому зачету» А.В. Куракина;

- Мастер-класс: «Использование компьютера по дисциплине инструментовка» Б.В. Лагода, Заслуженный артист Казахстана, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;

- Лекция «Музыкальное произведение и нотный текст»; «Проблемы художественного образования в РФ» В.В. Рева, кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, г. Екатеринбург;

- Лекция «К вопросу формирования творческой индивидуальности молодых специалистов художественных профессий в современных условиях»; «Педагогическая аттестация: проблемы и пути их решения» Л.М. Царегородцева, кандидат искусствоведения, доцент, почетный работник СПО РФ, зав. учебно-методическим кабинетом Центра искусств для одаренных детей Севера, г. Ханты-Мансийск;

- Лекция «Новые предпрофессиональные программы. Цели, задачи и пути реализации» О.Е. Мечетина, Заслуженный учитель РФ, преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва;

- Лекция «Перспективы сетевого взаимодействия дополнительного и профессионального образования» Л.В. Яруллина, директор Сургутского музыкального колледжа;

- Лекция «Работа над художественным образом музыкального произведения» С.Г. Лалаян, Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;

- Лекция «Свобода игрового аппарата исполнителя» А.А. Федулов, преподаватель Сургутского музыкального колледжа;

- Лекция «Еще раз о содержании музыкальных произведений» М.А. Уланова;

- Лекция «Особенности развития дошкольника, готовность ребенка к обучению в ДШИ» Н.Г. Молчанова, педагог-психолог Сургутского музыкального колледжа;

- Практические занятия «Особенности проектной деятельности при прохождении аттестации» А.С. Донченко, кандидат филологических наук, преподаватель Сургутского музыкального колледжа;

1.3 Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

В мире современных технологий образование идет в ногу со временем: важно педагогу быть в курсе всех новшеств, происходящих в мире. Курсы повышения квалификации дают возможность углубиться в сферу своей деятельности  и  помочь решить некоторые вопросы в педагогической практике по применению новых технологий и методик преподавания игры на инструментах.

В III Всероссийской научно-практической конференции обсуждались некоторые важные теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства, проводились мастер-классы, зачитывались лекции, что, несомненно, поможет в дальнейшем грамотно выстраивать  урок по специальности, качественно вести подготовку к экзаменационным прослушиваниям в течение года, и сформировать модель выпускника  - духовно и гармонически развитую личность.

Были даны рекомендации по подбору нотной литературы, как для сольного исполнения, так и для ансамблей и народного оркестра.

В педагогической практике  опираюсь на принцип дифференцированного обучения в зависимости от способностей ребенка, с учетом его индивидуальности, психофизических особенностей, степени одаренности.

Особое внимание уделяю  развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Использую  современные подходы к решению психологических проблем, возникающих в различных ситуациях совместной образовательной деятельности педагога, родителей и учащихся разных возрастов.

1.4 Системность профессионального развития (в любых формах, применяемых по усмотрению педагога)

Системность – это необходимое условие для профессионального роста преподавателя.

В течение года провожу и активно участвую в мастер-классах, открытых уроках, конференциях, семинарах, фестивалях, конкурсах, педагогических проектах, форумах.

Мастер-классы и открытые уроки направлены на улучшение качества исполнения музыкальных произведений, постановку игрового аппарата, работу  над  созданием художественного образа.

Участие в конкурсах и фестивалях в номинации инструментальное исполнительство способствует личному профессиональному росту. Являюсь создателем и руководителем инструментального дуэта «Гармония» (баян, фортепиано) и трио баянистов в составе учащихся ДМШ народного отделения «Музыкальный карагод», а также Народного самодеятельного  хорового коллектива «Вдохновение» с 2004 года, выступления которых проходят на различных концертных и конкурсных площадках.

В 2010 году опубликованы мои стихи в сборнике поэзии и прозы [7] [8] [9] [10] «В памяти нашей навечно», посвященном празднованию 65-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией.

Участник творческого проекта в написании официального гимна Ханты-Мансийского района – 2014 г. (моя работа вошла в пятерку лучших).

В рамках празднования 90-летия со дня образования Ханты-Мансийского района был издан альманах со стихами и аудио-сборник песен, посвященный Ханты-Мансийскому Округу и Ханты-Мансийскому району местных авторов, куда вошли несколько моих творческих работ: «Живи и процветай, район Ханты-Мансийский» сл. и музыка Одинцова В.С.

Приложение (таблица)

№№ Наименование мероприятия Год Уровень Документ
1 «Стимул» 2009 Окружной Диплом I степени [11](инструментальное исполнительство)
2 «Сохранение и развитие народных песенных традиций» семинар и мастер-класс в рамках конкурса Interfolk г. Санкт-Петербург 2010 Международный Благодарственное письмо [12]
3 «Interfolk in Russia» III Международный фольклорный фестиваль 2010 Международный Диплом участника [13] (хоровые коллективы)
4 «Поет село родное» 2010 Районный Диплом I степени [14] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение)
2010 Районный Гран-при [15] (сольное инструментальное искусство)
2011 Районный Диплом II степени [16](инструментальное искусство)
2011 Районный Диплом II степени [17] (дуэт «Гармония» инструментальное искусство)
5 «Не стареют душой ветераны» 2013 Районный Диплом I степени [18] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение)
6 «Югорские узоры» 2015 Районный Диплом I степени [19] (ансамбль «Вдохновение» хоровое пение)
7 III Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» 2015 Всероссийский Сертификат участника [20]
8 Мастер-классы, лекции,семинары, практические занятия г. Сургут (дополнительная профессиональная программа «Инструментальное исполнительство») 2015 Всероссийский Удостоверение о повышении квалификации [21]
9 Олимпиады Infourok 2016 Международный Благодарность [22]
10 Создание персонального учительского сайта проекта Infourok (№ АА-282143) 2016   Сертификат [23]

1.5 Соответствие  планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе

При введении Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» учебный предмет «Специальность» баян 8(9) и 5(6) лет, аккордеон 8(9) и 5(6) лет, а также «Ансамбль» 5(6) и 8(9) лет  реализую курс на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально-одаренных детей и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные музыкальные учреждения. А также эта программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

В дальнейшем планирую тему самообразования по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по специальности; продолжать включать коллег в командную работу в рамках реализации целей образовательной программы; обосновать и проанализировать, применить в педагогической практике «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (план самообразования [24]). Разработать и применить программу по работе с одаренными детьми, согласно государственной программе «Развитие образования» на 2014-2020 гг.

РАЗДЕЛ 2. Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

2.1 Формулирование конкретных целей профессиональной деятельности, связанных с образованием обучающихся

Цель – создание комфортных условий для развития творческой личности, развития музыкальных способностей обучающихся, применяя современные технологии и методики преподавания в рамках образовательных программ;

- уметь создать духовную атмосферу на уроке, способствующую соотнесению учениками своего мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства;

- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

- раскрыть духовно-нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в учениках внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам;

- добиваться высоких исполнительских результатов.

Результаты деятельности фиксируются в индивидуальных планах обучающихся, в  классных журналах и журнале по внеклассной работе.

2.2 Формулирование конкретных целей профессиональной деятельности, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Целью моей профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательной организации, является участие в создании положительного имиджа музыкальной школы,  применяя эффективные инновационные технологии организации занятий с целью повышения качества знаний всех учащихся.

Применяю новые педагогические технологии, как фактор повышения качества образования, индивидуализацию и социализацию обучения. Большое внимание уделяю  формированию преподавательского профессионализма:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания игры на народных инструментах (баян и аккордеон);

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации занятий;

- ознакомление с новыми программами, технологиями, методиками и концепциями обучения и воспитания.

2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Участвовал в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся дополнительных профессиональных программ: художественно-эстетической направленности и дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «народные инструменты» по специальности баян 5(6) и 8(9) лет, аккордеон  5(6) лет и 8(9) лет, ансамбль 5(6) и 8(9) лет. Ежегодно разрабатываю план по воспитательной работе с детьми.

Создание и разработка портфолио учащихся: ведение индивидуального образовательного маршрута (плана) одаренных детей,  создание фонда оценочных средств к образовательным программам.

Традиционным стали мероприятия, созданные и разработанные мною с целью заинтересованности детей в обучении: «Посвящение в первоклассники», «Музыкальная гостиная», «Рождественские встречи», «Лучики», «Нашим мамам», «Спасибо деду за Победу», «День защиты детей».

Учащиеся вовлечены в совместное музицирование – являющееся одной из  самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Создал семейный вокальный дуэт «Братаны», который активно участвует в  концертах  и  конкурсах различного уровня. Ансамбль народных инструментов «Музыкальный карагод» ведет активную концертную деятельность, в репертуар которого входят  также и собственные авторские обработки.

2.4 Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Реализую рабочие программы, ежегодно обновляю и применяю План по учебно-воспитательной работе. Обеспечиваю высокое качество и хорошую успеваемость учащихся музыкального класса (Рабочие программы и План учебно-воспитательной работы [25]).

Ежегодно подготавливаю обучающихся ДМШ к концертам, конкурсам, фестивалям, олимпиадам различного уровня (Список ежегодных мероприятий [26]).

Разрабатываю и реализую план работы  родителями в рамках Плана учебно-воспитательной работы школы. «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (план самообразования [27]).

Участвую в профессиональных конкурсах различного уровня, обобщаю и транслирую продуктивный педагогический опыт (создание персонального учительского сайта Infourok [28]).

Создаю условия безопасности при организации образовательного процесса, а также при сопровождении обучающихся ДМШ на конкурсы, концерты и культурно-просветительские мероприятия (приказы о сопровождении [29]).

Являюсь руководителем ансамбля народных инструментов «Музыкальный карагод» (с 2012 г.), руководителем инструментального дуэта «Гармония», помощником руководителя детского хора при ДМШ «Чистая нотка» (с 2011 г.), создателем и художественным руководителем Народного самодеятельного вокального ансамбля  «Вдохновение» (с 2004 г.), которые ведут активную концертно-просветительскую деятельность.

2.5 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации

Преподаватели и учащиеся ДМШ проводят большую концертно-просветительскую деятельность. Для учащихся школ и воспитанников д/с (Благодарственное письмо директора МКОУ ХМР «Детского садика лучик» п. Урманный [30]), жителей поселка проводятся концертные мероприятия, которые являются пропагандой деятельности школы. Традиционными являются школьные, поселковые концерты ко всем памятным и юбилейным датам(Благодарности [31] [32] [33])

Расширение связей между образовательными учреждениями Ханты-Мансийского района способствует установлению творческих контактов между педагогическими коллективами, активизирует работу учащихся, создает дополнительные возможности для профессионального роста преподавателей.

Приглашение в состав жюри конкурса патриотической песни, посвященного 70-летию Победы над фашистской Германией МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский (Приказ [34] [35] [36]).

Являюсь создателем проекта районного масштаба для лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района «Я радость нахожу в друзьях» (ежегодный конкурс-фестиваль художественного творчества), вместе с работниками Администрации сельского поселения и работниками сельского Дома культуры разрабатывал и  организовывал мероприятие в нашем поселке, в 5-ти летний юбилейный  год (2016) работал в составе жюри конкурса (Аналитическая справка [37] [38] [39] [40] [41]).

Интересные события, происходящие в ДМШ, освящаю в газете «Наш район» Ханты-Мансийского района (Статьи в газету [42] [43] [44]). Сочиняю и публикую стихи и песни в различных изданиях (Сборники стихов и прозы [45] [46] [47] [48]). На конкурс Гимна Ханты-Мансийского района отправил собственное сочинение (слова и музыка автора, исполнитель -  В. Чарский, аранжировка -  В. Мицкий).

2.6 Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Родители учащихся – наши союзники и помощники, активные участники школьной жизни, постоянные и наши самые благодарные слушатели. Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями.

Разработал и начал реализовывать  план по самообразованию «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (План самообразования – сертификат [49]).

Система мероприятий по реализации программы сотрудничества семьи и школы формирует в целом положительный имидж музыкальной школы. Для родителей провожу классные собрания, открытые уроки, отчетные концерты.

В течение всего учебного года проводятся родительские собрания (раз в четверть), а также приглашаются родители и для индивидуальной беседы.

Цели проведения родительских собраний:

- принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни;

- получение информации, необходимой для работы с детьми;

- информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования школы;

- знакомство родителей с аналитическими материалами;

- консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей;

- обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций;

- творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями;

- совместное создание электронного портфолио ребенка;

- анкетирование – опрос (Бланки анкет [50])

(Протоколы родительских собраний [51] [52] [53] [54] [55])

(Благодарности родителям [56])

2.7 Согласованность инициатив со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе

Участие в реализации инициатив школы ориентировано на стратегические ориентиры развития образования в округе в соответствии с документами: учитывается повышение эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, расширение потенциала системы дополнительного образования детей, разработка и реализация программ (проектов) развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.05.2013 № 237-рп «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»; постановление Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе ХМАО – Югры «Развитие образования  в Ханты – Мансийском округе – Югре на 2014-2020 годы» (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 17.01.2014 №17-п); Концепция развития дополнительного образования детей (2014).

Результаты: качество образования детей – 100%, участие в разработке и реализации проектов развития ДМШ.

2.8 Наличие отмеченных профессиональных достижений

Почетная грамота [57] за добросовестный труд, активную работу в сфере культурно-досуговой деятельности Ханты-Мансийского района, март, 2005 год;

Диплом [58] в номинации Лучший работник культуры, постановление от 11 декабря 2009 года № 186;

Диплом [59] I степени V окружного фестиваля творчества работающей молодежи Стимул в номинации «Инструментальное исполнительство», 2009 год;

Благодарственное письмо [60] за высокий профессионализм и творческую активность, за участие в работе семинара «Сохранение и развитие народных песенных традиций» для руководителей хоров и ансамблей народной песни Ленинградской области, 2010 год;

Гран-при [61] фестиваля народного творчества «Поёт село родное» Ханты-Мансийского района, 2010 год;

Благодарственное письмо председателя думы Ханты-Мансийского района [62] за профессиональные достижения в области культуры, февраль, 2010 год;

Диплом [63] II степени районного открытого конкурса-фестиваля самодеятельного народного творчества «Поёт село родное» в номинации Инструментальное искусство «Солисты-инструменталисты от 30 лет и старше», 2011 год;

Благодарственное письмо [64] за значительный вклад в социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского района в связи с 89-й годовщиной образования Ханты-Мансийского района, постановление от 17 декабря 2012 года № 77;

Благодарность [65] за плодотворную деятельность и личный вклад в развитие культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, приказ от 29.01.2013 год № 03/02-05;

Диплом [66] I степени IV открытого районного фестиваля народного художественного творчества в номинации Инструментальное искусство «Солисты-инструменталисты», 2013 год;

Диплом [67] I степени IX районного фестиваля народного творчества граждан старшего поколения «Не стареют душой ветераны» в номинации «Ансамбли» народный коллектив «Вдохновение», 2013 год;

Благодарственное письмо [68] за качественную организацию и проведение III межпоселенческого конкурса-фестиваля художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района, 2014 год;

Благодарственное письмо [69] за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство и особый вклад в развитие культуры Ханты-Мансийского района, приказ от 23 декабря 2014 года №241-о.д;

Диплом I степени [70] районного фестиваля художественного самодеятельного творчества «Югорские узоры» в номинации «Вокальное искусство» ансамбль «Вдохновение», 2015 год;

- Благодарственное письмо [71] «За педагогическое мастерство», март, 2016 год;

- Благодарственное письмо [72] преподавателям МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детской музыкальной школы» отд. п. Красноленинский от 20 января 2016 г.

РАЗДЕЛ 3. Профессиональная деятельность

3.1 Обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией

Программа учебного процесса «Специальность. Баян», «Специальность. Аккордеон» и программа учебного предмета «Ансамбль» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: от 6,6 до 9 лет, составляет 5 (6), либо 8 (9) лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Учебные программы [73] [74] [75] [76]

3.2 Соответствие критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся Федеральным государственным требованиям, Федеральным государственным образовательным стандартам

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности» охватывают все виды контроля:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточная аттестация учащихся;

- итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. (Таблица [77])

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование).

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное выступление учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и др. слушателей (ставится оценка).

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы, проводится в выпускных классах по утвержденному директором школы расписанию.

Контроль успеваемости осуществляю на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже, чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Также организовываю и провожу:

- тематические музыкальные вечера с применением ИКТ (мультимедийное оформление мероприятий; подготовка видео-, аудио материалов; презентаций);

- конкурсы, концерты с применением ИКТ;

- выступления перед родителями, в общеобразовательных школах, детских садах и других площадках с применением ИКТ (слайд-шоу).

- подведение итогов развития в конце года  по каждому ученику (видео-проект).

3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

В основу образовательного процесса положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений, находится в неразрывной связи с всесторонним универсальным развитием личности обучающегося, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Одной из важных и трудных особенностей художественной в частности, музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности обучающегося.

На вступительных экзаменах в ДМШ у ребенка выявляются определенные музыкальные способности. Всё обучение музыке (класс баяна и аккордеона) это индивидуальный подход  к обучающемуся. Это учет таких особенностей как психика, моторика, мышление, память, слух, ритм, воля и художественный уровень. Индивидуальное обучение учащихся осуществляется на базе индивидуального плана, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе.

Планирование и индивидуальный подход к обучающемуся неразрывно связаны, так как индивидуальный план начинается с характеристики учащегося. Особенности учащегося обосновывают остальные разделы индивидуального учебного плана: задачи на ближайший период, методы воздействия, репертуар.

На уроке обучения игре на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному учащемуся, что и позволяет учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого учащегося, а не средний уровень класса.

В условиях новых предпрофессиональных образовательных программ в области искусств у каждого преподавателя есть возможность применять индивидуализацию и дифференциацию в педагогическом процессе: создание 
маршрутной карты развития обучающегося, индивидуальная авторская программа обучения, в которой конкретно разработаны методики решения общих и частных проблем обучающихся.

3.4 Участие в инновационных или в экспериментальных проектах

В 2011 году возникла идея создать творческий проект «Я радость нахожу в друзьях» для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатывал совместно с администрацией поселка Красноленинский и директором местного сельского Дома культуры. Уровень проекта – межпоселенческий (районный), участники – лица от 6 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья, конкурсные испытания – художественное чтение, хореография, инструментальное исполнительство, оригинальный жанр, вокальное искусство. Первый фестиваль-конкурс прошел  18.03.2011 года. (Положение, сценарий открытия фестиваля, аналитическая справка, публикации, статьи, благодарственное письмо [78] [79] [80] [81])

3.5 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

20.12.2013 году провел открытый урок «Преодоление технических и художественных задач на уроках по классу баян, аккордеон» (учащиеся 1,2 классов народного отделения) [82].

14.03.2014 году провел открытый урок «Работа над полифонией» (учащиеся 2,3 классов народного отделения) [83].

25.02.2015 году участвовал в мастер-классе, посвященному музыкальному творчеству П.И. Чайковского, в честь празднования 175 – летней юбилейной даты со дня рождения композитора (Ансамбль баянистов «Веселый карагод» исполнение произведений П.И. Чайковского) [84].

24.12.2016 году провел открытый урок «Трудности и их устранения в воспитании конкурсанта» (учащийся 5 класса по баяну Архипов Сергей) (Справка [85])

Ежегодно провожу мероприятия, посвященные ХМАО – Югре и Ханты-Мансийскому району в виде праздничных концертов с выступлениями обучающихся ДМШ (солисты, ансамбли), а также разрабатываю сценарий к 9 Мая – Дню Победы, привлекаю жителей поселка, работающих в различных организациях п. Красноленинский, организовываю репетиции.

На учительском сайте проекта «Инфоурок» размещаю методические разработки. (Сертификат №AA-282143 [86] и свидетельства №ДВ-431792 [87], №ДВ-468020 [88], № ДВ-481718 [89], № ДВ-481783 [90], № ДВ-481764 [91])

Участие в концерте среди преподавателей районной детской музыкальной школы в п. Горноправдинск в рамках II и III районного конкурса инструментального исполнительства «Юный музыкант Ханты-Мансийского района» (29 марта 2013 г., 13 марта 2016 г.)

http://hmrn.ru/raion/socs/cms/culture_news.php?ELEMENT_ID=35648

В честь Великого освящения местного храма Сошествия Святого Духа разработал сценарий праздничного концерта, который провел в СДК, привлекая учителей, преподавателей, учащихся общеобразовательной и музыкальной школ.

http://ugraeparhia.ru/v-subbotu-pervoy-sedmitsyi-velikogo-posta-mitropolit-hantyi-mansiyskiy-i-surgutskiy-pavel-sovershil-velikoe-osvyashhenie-hrama-v-chest-soshestviya-svyatogo-duha-v-p-krasnoleninskiy-i-sovershil-pervuy/

3.6 Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках различных уровней по профилю профессиональной деятельности педагога

Учащиеся ДМШ по классу баян, аккордеон принимают участие в профессиональных конкурсах  исполнительского мастерства различного уровня:

№№

Наименование конкурса

Уровень

Год

1

II районный конкурс «Юные музыканты Ханты-Мансийского района -2013»

III районный конкурс «Юный музыкант Ханты-Мансийского района -2016» (положение конкурса [92])

Районный

2013, 2016

2

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон «Зима-2015/2016») по музыке

http://Учительский.сайт/Одинцов-Владимир-Сергеевич

Международный

2016

 

3.7 Участие обучающихся во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога

Учащиеся ДМШ принимают участие в конкурсах различного уровня (Приказ №231-о.д. от 25.12.2015 г. Об утверждении единого календарного плана культурных, спортивных молодежных социально-значимых мероприятий Ханты-Мансийского  района [93])

№№

Наименование конкурса

Уровень

Год

1

«Остров детства»

Районный

2011, 2013,

2014

2

«Память»

Районный

2011, 2012,

2014

3

«Югорские узоры»

Районный

2015

Для учащихся школ, воспитанников детского сада и жителей поселка проводятся концертные выступления, посвященные памятным и юбилейным датам:

День учителя;

- Посвящение в первоклассники;

- День пожилого человека;

- День Матери;

- Новый год;

- День Защитника Отечества;

- Международный женский день;

- День Победы над фашистской Германией;

- День защиты детей.

(Программа выездного концерта «Лучики» в МКОУ ХМР «Детский садик «Лучик» п. Урманный [94])

3.8 Экспертная деятельность.

- работа в составе жюри конкурса – фестиваля патриотической песни, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Приказ № 161-О от 05 мая 2015 года [95] [96] [97]);

- работа в составе жюри V  межпоселенческого конкурса-фестиваля художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского района «Я  радость нахожу в друзьях» п. Красноленинский (Аналитическая справка [98] [99] [100] [101] [102])

РАЗДЕЛ 4. Результаты профессиональной деятельности

4.1 Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения

Анализ учебных достижений обучающихся за последние 4 года свидетельствует о хорошем качестве усвоения знаний и навыков игры на инструменте:

Успеваемость:                                                        Качество:

100%               2011-2012                           100%

100%               2012-2013                           100%

100%                2013-2014                             60%

100%                2014-2015                             70%

(Диаграмма [103])

4.2 Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимым образовательным учреждением

Текущий контроль осуществляю по специальности  регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и использую различную систему оценок. Результаты текущего контроля учитываю при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

При аттестационной комиссии учащиеся моего класса успешно сдают зачеты, академические концерты, переводные экзамены, прослушивания к конкурсам (промежуточная аттестация). В мае 2016 года аттестационная комиссия будет принимать экзамен по специальности  моих первых выпускников.

(итоги зачета, решение комиссии [104])

4.3 Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах, официальных конкурсах и выставках по профилю профессиональной деятельности педагога

№№

Год

 

Название конкурса,

фестиваля

ФИ учащегося,

коллектив

Номинация

Результат

1

 

 

 

 

 

 

 

2

2013

 

районный конкурс инструментальногоисполнительства «Юные музыканты Ханты-Мансийского района»

п. Горноправдинск

 

 

 

Архипов Сергей

Сольное исполнение (баян)

Диплом за участие [105]

Маслов Илья

Сольное исполнение (баян)

Диплом участника

Архипов Андрей

Сольное исполнение (баян)

Почетная грамота за отличную учебу и успешный дебют [106] [107]

2016

районный конкурс инструментальногоисполнительства «Юный  музыкант Ханты-Мансийского района»

п. Горноправдинск

 

Архипов Сергей

Сольное исполнение (баян)

Диплом II степени [108]

4.4 Результаты внеурочной деятельности обучающихся (заочные олимпиады; интернет и (или) online конкурсы; выставки, конференции) по профилю профессиональной деятельности педагога

№№

Год

Название конкурса, фестиваля, олимпиады

ФИ учащегося, коллектив

Номинация

Результат

1

2013

 

 

 

2014

 

 

«Остров детства»

(г. Ханты-Мансийск)

Хор «Чистая нотка»

 

Эстрадное пение, ансамбли от 6 до 12 лет

Диплом I степени [109]

 

Семейный дуэт «Братаны»

Эстрадное пение, ансамбли от 6 до 12 лет

Диплом II степени [110]

2

2014

«Память»

(п. Сибирский)

Хор «Чистая нотка»

Вокальные группы до 17 лет

Диплом II степени [111]

3

2015

 

«Югорские узоры»

(с. Циналы)

Семейный творческий дуэт «Братаны»

Вокальное искусство

Диплом I степени [112]

4

 

 

 

2016

 

Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» (сезон «Зима-2015/2016») по музыке

Кейль Александр Андреевич

(1 класс)

 

Сертификат (9 из 15 баллов) №560032 [113]

Пашкова Карина Владимировна

(1 класс)

 

Диплом III степени (13 из 15 баллов) №560428 [114]

 

4.5 Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами

С коллегами МБОУ ДО Ханты-Мансийского района «Детской музыкальной школы» постоянно происходит обмен опытом: подготовка открытых уроков, мастер-классов, совместных выступлений на муниципальном и районном уровнях. Дуэт «Гармония» (Одинцов В.С. и Одинцова С.С. – преподаватель по классу фортепиано) неоднократно становились призерами различных конкурсов:  районный конкурс «Поет село родное» Диплом II степени в номинации инструментальное исполнительство [115]. В связи с празднованием 85-летия ХМАО-Югры был организован инструментальный дуэт (Одинцов В.С. – баян, Ильиных К.В. – аккордеон), который принял участие в праздничной концертной программе в «Югра-Экспо» г. Ханты-Мансийск.

Раз в два года учащиеся и преподаватели ДМШ приезжают на конкурс «Юные музыканты Ханты-Мансийского района - 2013», «Юный музыкант Ханты-Мансийского района - 2016»: дети показывают свое мастерство, а преподаватели исполняют сольные номера, а также ансамблевые: дуэты, трио. Музыка – объединяет людей, а расстояние для этого не помеха.

http://hmrn.ru/raion/socs/cms/culture_news.php?ELEMENT_ID=35648

4.6 Наличие значимых для организации результатов, достигнутых во взаимодействии с социальными партнерами

Весь учебный год  учащиеся детской музыкальной школы участвуют в концертно-просветительской деятельности. Выступления в детском садике «Лучик» п. Урманный приобщают детей с раннего возраста к музыке: выпускники детского сада с большим желанием приходят в первый класс учиться инструментальному  и вокальному искусству.

В общеобразовательной школе п. Красноленинский выступают ребята с инструментальными, вокальными и хоровыми номерами. Приглашение на конкурс-фестиваль, посвященный 70-летию Победы над фашистской Германией в 2015 году МКОУ СОШ ХМР п. Красноленинский в качестве члена жюри.

После разработки проекта для лиц с ограниченными возможностями здоровья «Я радость нахожу в друзьях» в 2011 году, на сцене Сельского дома культуры ежегодно собираются конкурсанты со всего района, чтобы принять в нем участие, показывая свои таланты.

(статья- отзыв  в газету «Наш район» участника конкурса «Я радость нахожу в друзьях» [116])

Таблица – социальные партнеры [117]

4.7 Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся

Разработал и начал реализовывать  план по самообразованию «Педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ» (План самообразования [118])

Цель:

Изучить ФГТ  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и применить педагогические методы по повышению родительской активности в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДМШ.

Задачи:

Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;

-    Просвещение родителей в области детской психологии и педагогики;

-    Изучение быта и традиций семей, дети которых обучаются в ДМШ;

-  Подготовка и организация совместно с родителями тематических концертов, поездок на культурно-массовые и просветительские мероприятия.

Предполагаемый результат:

-    Желание улучшить образовательный процесс ДМШ;

- Переоценка своего профессионального назначения и педагогических ценностей.

При реализации системы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся возникли проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказалась не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с педагогом для решения вопросов социального и профессионального становления, самоопределения своих детей (50 %).

Проведение «круглых столов», отчетных концертов, а также: демонстрация успехов и достижений обучающихся поспособствует повышению интереса родителей к учебной деятельности своих детей, к раскрытию и развитию их индивидуальности.

Мероприятия, которые провожу с родителями, приводят к положительной динамике всего учебного процесса: улучшается посещаемость музыкальных занятий, повышается качество и успеваемость. Наблюдается творческий рост юного музыканта (участие в концертах и конкурсах).

РАЗДЕЛ 5. Перспективы развития профессиональной деятельности

5.1 Наличие целей и задач развития собственной профессиональной деятельности, соответствующих стратегии развития образовательной организации и системы образования автономного округа

Мною поставлены цели саморазвития: изучение и апробация инновационных проектов в педагогической профессиональной деятельности. Также активно принимать участие в концертах и конкурсах, практикуя инструментальное исполнительство.

Модель выпускника  - духовно и гармонически развитая личность, ориентирующаяся в стилях, жанрах, композиторских школах; а также отлично владеющая игрой на музыкальных инструментах в сольной и ансамблевой игре.  Выявлять одаренных детей, создавая благоприятные условия для развития таланта и готовить их к поступлению в средние и высшие музыкальные учебные заведения. Повысить охват учащихся в конкурсной деятельности. Совершенствовать навыки работы с компьютером и в сети Интернет, сетевых сообществах преподавателей.

5.2 Планы повышения уровня своего профессионального образования в соответствии с собственными профессиональными целями и задачами

Для достижения профессиональных целей и задач своего профессионального образования и его повышению, выделю главные аспекты:

- продолжить исследовательскую, проектную деятельность;

- продолжить взаимодействие с социальными партнерами, а также регулярно работать с родителями учащихся ДМШ;

- формировать объективную потребность социального партнерства (ПЕДАГОГ  - УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ);

- формировать творческие способности учеников;

- продолжить работу по разработке учебно-методического пособия по преподаваемым предметам, в соответствии с ФГТ;

- применять в работе образовательные ресурсы сети Интернет;

- осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся ДМШ.

5.3 Способы организации собственного профессионального развития

Профессиональные цели и задачи, которые я ставлю перед собой, соответствуют уровню моей профессиональной деятельности, опираясь на государственную программу «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы, формируются исходя из опыта педагогической деятельности.

Внедрение и совершенствование новых методик и технологий в преподавании игры на баяне, аккордеоне и публикация их в СМИ.

Разработать  программу по работе с одаренными детьми 2015-2020 гг. (создание  базы одаренных детей).

Применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества знаний учащихся музыкальной школы.

Изучение опыта работы преподавателей музыкальных школ в области применения современных методик преподавания игры на баяне и аккордеоне.

Ознакомление с новыми программами, концепциями обучения и воспитания.

 

+7 (952)721-08-84 - Директор
Адрес: 628520, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Ханты-Мансийский район, п.Горноправдинск, ул.Петелина, 2а
Е-mail: dmh@hmrn.ru
Горноправдинск: +7 (346) 737-50-18