>>   >>   >>   >>  Мастер-класс
Мастер-класс

 

«Музыка П.И. Чайковского – колыбель добра и отражение души русского человека»

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - (от английского masterclassmaster – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

  • Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологиюили метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Место проведения: ДМШ отделение п. Красноленинский

Участники: учащиеся ДМШ по классу фортепиано

Слушатели: преподаватели ДМШ Ханты-Мансийского района и учащиеся ДМШ по классу фортепиано и народного отделения.

Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедиа-проектор

Материальная база: совместная с учащимися ДМШ подготовка подбора видео материалов, презентация, сцены балета «Лебединое озеро» (видео), аудиозапись произведений П.И. Чайковского выдающихся пианистов-исполнителей

Тематика мастер-класса включает в себя:

  • Обзор актуальных проблем и технологий
  • Различные аспекты и приемы использования технологий
  • Авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

  • Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности
  • Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса
  • Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования

В ходе мастер-класса участники:

  • Изучают разработки по теме мастер-класса
  • Участвуют в обсуждении полученных результатов
  • Задают вопросы, получают консультации
  • Предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки
  • Высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем

Алгоритм технологии мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  • Кратко характеризуются основные идеи технологии
  • Описываются достижения в работе
  • Доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии
  • Определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера

2. Представление системы учебных занятий:

  • Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии
  • Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям

3. Проведение имитационной игры:

  • Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися
  • Слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии

4. Моделирование:

  • Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера
  • Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею
  • Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

5. Рефлексия

  • Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

Модель проведения мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладениеобщеинтеллектуальнымиспособами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

 

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются:

индукция;

- самоконструкция;

- социоконструкция;

- социализация;

- афиширование;

- разрыв;

- творческое конструирование знания;

- рефлексия.

Цель подготовки и проведения мастер-класса:

- создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором:

а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;

б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Задачи, поставленные перед участниками мастер-класса:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений
  • Продолжить знакомство с музыкой русского композитора П.И. Чайковского
  • Познакомить с содержанием фортепианных циклов П.И. Чайковского: «Детский альбом» и «Времена года»
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над рациональными приемами игры на фортепиано

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие чувства ритма

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

Принципы:

  • Принцип связи с жизнью
  • Принцип научности
  • Принцип увлеченности
  • Принцип единства воспитания, обучения, развития
  • Принцип активности, самостоятельности и сознательности

Цель: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

I этап – организационный.

Введение.

Приветствие. Название темы мастер-класса. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

По указу президента РФ В.В. Путина от 11 октября 2012 года №1356 «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского» в 2015 году, считаю целесообразным создание комплексного проекта, включающий в себя подготовку учащихся к концерту «Мелодии Чайковского» (апрель), проведение мастер-класса «Музыка П.И. Чайковского – колыбель добра и отражение души русского человека» (февраль) для преподавателей ДМШ Ханты-Мансийского района.

II этап – основной.

На этом этапе применяла различные методы:

словесный (объяснение, беседа);

наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора);

практический (слушание музыки, просмотр видео, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач);

творческий (подбор по слуху, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений);

репродуктивный (воспроизведение выученного текста);

метод игры;

- метод музыкального наблюдения

- метод эмоциональной драматургии. 

Программа произведений П.И. Чайковского

№№

КЛАСС

ФИ учащегося

Произведение

1

2

Одинцова Анастасия

«Неаполитанская песенка» из фортепианного цикла «Детского альбома»

2

4

Мишина Юлия

«Баба Яга» из фортепианного цикла«Детского альбома»

3

4

Доронина Виктория

«Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детского альбома»

4

4

Кожевникова Екатерина

«Осенняя песнь. Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года»

5

4

Кононова Виктория

«Февраль. Масленица» из фортепианного цикла «Времена года»

 

Произведения П.И. Чайковского заранее разобраны, выучены и на мастер-классе представлены в готовом концерном варианте, что дает возможность слушателям и участникам показать, какие задачи мы поставилина начальном этапе и каких результатов при этом добились.

Произведение Одинцовой Анастасии, ученицы 2 класса, «Неаполитанская песенка» из фортепианного цикла «Детский альбом» имеет танцевальный характер. После исполнения произведения, акцентирую внимание на специфическую танцевальную ритмику, пульсацию.

Просмотр фрагмента из балета «Лебединое озеро».

Рассказ о произведении П. Чайковского.

Применение упражнения с бубном, с целью отработать ритмический рисунок с синкопами (I часть произведения) – это упражнение может быть выполнено и в качестве физминутки: стоя, пританцовывая, импровизация учащейся (здоровьесберегающие технологии).

Отработка ритмического рисунка в левой руке с применением педализации (глубокий бас, легкие аккорды).

Игра отдельными руками.

В правой руке отработать синкопированный рисунок. Мелодия – ярко выраженная, звонкая, имитирующая звук трубы (как из балета «Лебединое озеро).

Вторая часть произведения требует особой артикуляции пальцев, так как имеет быстрый темп, задача: добиваться четкости в шестнадцатых нотах (при пассажах), а также – репетициях (повторах одного звука). Отдельно проучить левую руку: попадание на бас, аккорд (четкий, стройный, не рыхлый).

Домашнее задание: продолжать учить отдельными руками, кончики пальцев напрягать, а кисть расслаблять, отработать синкопированный ритм. Упражнения: «Колобок», «Радуга», репетиции. Следить за темпоритмом произведения.

Следующее музыкальное произведение «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом» исполнит ученица 4 класса Доронина Виктория. Наша задача: сыграть эту пьесу в характере, полностью передающем грусть ребенка (девочки), у которой заболела любимая куколка. Проработать отдельно левую руку: мягкий бас, легкий интервал. А правая рука: отдельные нотки в верхнем регистре подобны слезам ребенка, должны быть исполнены особенно чисто, прозрачно, с особой душевностью.

Ознакомить с другими произведениями П. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом». А также связать одной логической линией трилогию: 1) «Болезнь куклы»; 2) «Похороны куклы»; 3) «Новая кукла».

Домашнее задание: ознакомиться с фортепианным циклом «Детский альбом», сделать краткий очерк.

Яркое произведение «Баба-яга» из фортепианного цикла «Детский альбом» исполнит «Мишина Юлия, ученица 4 класса.

Произведение носит программный характер: образ Бабы-яги характерный. У П.И. Чайковского мелодия наполнена резкими акцентами sf , динамика в основном тихая, подобно волчку (закручивающаяся) – создается впечатление, что наша героиня колдует над чаном с зельем и крутится вокруг него, шепотом наговаривая заклинание. Аккорды резкие, диссонирующие – холодные.

Проработать произведение «Баба-яга» отдельными руками, отработать штрих staccato. Следить за фразировкой, где длинная мысль, охватывает несколько тактов.

Домашнее задание: найти произведения, посвященные образу «Бабы-яги» у других композиторов, сравнить их звучание.

Следующие два произведения прозвучат из фортепианного цикла «Времена года».

«Октябрь. Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. Исполнит эту пьесу ученица 4 класса Кожевникова Екатерина. Мелодия произведения наполнена грустными интонациями – вздохами: это песнь умирания всего живого, хотя во второй части возникает подъем, некое трепетное состояние, но заключительная, третья часть снова возвращает нас в мир покоя и созерцания. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.

Трудность этой пьесы заключается в ведении мелодии, которая переплетается в разных голосах: задача ее услышать, выделить, а аккомпанемент приглушить. Отработать снятия рук на концах лиг. Музыка должна звучать естественно, наполняться дыханием. Произведение должно прозвучать едино, цельно, на одном дыхании…

Домашнее задание: подготовить проект-презентацию о фортепианном цикле «Времена года».

Задорным, радостным произведением завершает концертное выступление Кононова Виктория, ученица 4 класса. Она исполнит пьесу «Февраль. Масленица».

Произведение «Февраль. Масленица» наполнено яркими картинками природы, народными гуляниями. Задор слышен на протяжении всей пьесы, даже в тихой динамике. Подражание звучания на народных инструментах широко используется композитором в этом произведении.

Пьеса написана в форме рондо: повторяющаяся тема (рефрен) звучит несколько раз, возвращая нас в задорный, залихватский танец.

Отработать пьесу отдельными руками, цепкими кончиками пальцев, с опорой кисти на аккордах. Пассажи шестнадцатыми нотками играть легко и звонко. Добиваться единого темпа на протяжении всей пьесы.

Домашнее задание: прослушать записи пьесы «Февраль. Масленица» в исполнении выдающихся исполнителей пианистов. Подготовить проект-презентацию о фортепианном цикле П.И. Чайковского «Времена года».

III этап – заключительный

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащихся
  • Рефлексия:

- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей;

- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Считаю задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), поставленные преподавателем выполнялись осмысленно, творчески. А цель: воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов раскрытия достигнута. Тема мастер-класса «П.И. Чайковский – колыбель добра и отражение души русского человека» раскрыта.

+7 (952)721-08-84 - Директор
Адрес: 628520, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Ханты-Мансийский район, п.Горноправдинск, ул.Петелина, 2а
Е-mail: dmh@hmrn.ru
Горноправдинск: +7 (346) 737-50-18