«Музыка П.И. Чайковского – колыбель добра и отражение души русского человека»
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Место проведения: ДМШ отделение п. Красноленинский
Участники: учащиеся ДМШ по классу фортепиано
Слушатели: преподаватели ДМШ Ханты-Мансийского района и учащиеся ДМШ по классу фортепиано и народного отделения.
Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедиа-проектор
Материальная база: совместная с учащимися ДМШ подготовка подбора видео материалов, презентация, сцены балета «Лебединое озеро» (видео), аудиозапись произведений П.И. Чайковского выдающихся пианистов-исполнителей
Тематика мастер-класса включает в себя:
Задачи мастер-класса:
В ходе мастер-класса участники:
Алгоритм технологии мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
2. Представление системы учебных занятий:
3. Проведение имитационной игры:
4. Моделирование:
5. Рефлексия
Модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). |
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. |
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям:
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются:
- индукция;
- самоконструкция;
- социоконструкция;
- социализация;
- афиширование;
- разрыв;
- творческое конструирование знания;
- рефлексия.
Цель подготовки и проведения мастер-класса:
- создать условия для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором:
а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Задачи, поставленные перед участниками мастер-класса:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Принципы:
Цель: Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.
I этап – организационный.
Введение.
Приветствие. Название темы мастер-класса. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
По указу президента РФ В.В. Путина от 11 октября 2012 года №1356 «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского» в 2015 году, считаю целесообразным создание комплексного проекта, включающий в себя подготовку учащихся к концерту «Мелодии Чайковского» (апрель), проведение мастер-класса «Музыка П.И. Чайковского – колыбель добра и отражение души русского человека» (февраль) для преподавателей ДМШ Ханты-Мансийского района.
II этап – основной.
На этом этапе применяла различные методы:
- словесный (объяснение, беседа);
- наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора);
- практический (слушание музыки, просмотр видео, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач);
- творческий (подбор по слуху, поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений);
- репродуктивный (воспроизведение выученного текста);
- метод игры;
- метод музыкального наблюдения
- метод эмоциональной драматургии.
Программа произведений П.И. Чайковского
№№ |
КЛАСС |
ФИ учащегося |
Произведение |
1 |
2 |
Одинцова Анастасия |
«Неаполитанская песенка» из фортепианного цикла «Детского альбома» |
2 |
4 |
Мишина Юлия |
«Баба Яга» из фортепианного цикла«Детского альбома» |
3 |
4 |
Доронина Виктория |
«Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детского альбома» |
4 |
4 |
Кожевникова Екатерина |
«Осенняя песнь. Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года» |
5 |
4 |
Кононова Виктория |
«Февраль. Масленица» из фортепианного цикла «Времена года» |
Произведения П.И. Чайковского заранее разобраны, выучены и на мастер-классе представлены в готовом концерном варианте, что дает возможность слушателям и участникам показать, какие задачи мы поставилина начальном этапе и каких результатов при этом добились.
Произведение Одинцовой Анастасии, ученицы 2 класса, «Неаполитанская песенка» из фортепианного цикла «Детский альбом» имеет танцевальный характер. После исполнения произведения, акцентирую внимание на специфическую танцевальную ритмику, пульсацию.
Просмотр фрагмента из балета «Лебединое озеро».
Рассказ о произведении П. Чайковского.
Применение упражнения с бубном, с целью отработать ритмический рисунок с синкопами (I часть произведения) – это упражнение может быть выполнено и в качестве физминутки: стоя, пританцовывая, импровизация учащейся (здоровьесберегающие технологии).
Отработка ритмического рисунка в левой руке с применением педализации (глубокий бас, легкие аккорды).
Игра отдельными руками.
В правой руке отработать синкопированный рисунок. Мелодия – ярко выраженная, звонкая, имитирующая звук трубы (как из балета «Лебединое озеро).
Вторая часть произведения требует особой артикуляции пальцев, так как имеет быстрый темп, задача: добиваться четкости в шестнадцатых нотах (при пассажах), а также – репетициях (повторах одного звука). Отдельно проучить левую руку: попадание на бас, аккорд (четкий, стройный, не рыхлый).
Домашнее задание: продолжать учить отдельными руками, кончики пальцев напрягать, а кисть расслаблять, отработать синкопированный ритм. Упражнения: «Колобок», «Радуга», репетиции. Следить за темпоритмом произведения.
Следующее музыкальное произведение «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом» исполнит ученица 4 класса Доронина Виктория. Наша задача: сыграть эту пьесу в характере, полностью передающем грусть ребенка (девочки), у которой заболела любимая куколка. Проработать отдельно левую руку: мягкий бас, легкий интервал. А правая рука: отдельные нотки в верхнем регистре подобны слезам ребенка, должны быть исполнены особенно чисто, прозрачно, с особой душевностью.
Ознакомить с другими произведениями П. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом». А также связать одной логической линией трилогию: 1) «Болезнь куклы»; 2) «Похороны куклы»; 3) «Новая кукла».
Домашнее задание: ознакомиться с фортепианным циклом «Детский альбом», сделать краткий очерк.
Яркое произведение «Баба-яга» из фортепианного цикла «Детский альбом» исполнит «Мишина Юлия, ученица 4 класса.
Произведение носит программный характер: образ Бабы-яги характерный. У П.И. Чайковского мелодия наполнена резкими акцентами sf , динамика в основном тихая, подобно волчку (закручивающаяся) – создается впечатление, что наша героиня колдует над чаном с зельем и крутится вокруг него, шепотом наговаривая заклинание. Аккорды резкие, диссонирующие – холодные.
Проработать произведение «Баба-яга» отдельными руками, отработать штрих staccato. Следить за фразировкой, где длинная мысль, охватывает несколько тактов.
Домашнее задание: найти произведения, посвященные образу «Бабы-яги» у других композиторов, сравнить их звучание.
Следующие два произведения прозвучат из фортепианного цикла «Времена года».
«Октябрь. Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. Исполнит эту пьесу ученица 4 класса Кожевникова Екатерина. Мелодия произведения наполнена грустными интонациями – вздохами: это песнь умирания всего живого, хотя во второй части возникает подъем, некое трепетное состояние, но заключительная, третья часть снова возвращает нас в мир покоя и созерцания. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.
Трудность этой пьесы заключается в ведении мелодии, которая переплетается в разных голосах: задача ее услышать, выделить, а аккомпанемент приглушить. Отработать снятия рук на концах лиг. Музыка должна звучать естественно, наполняться дыханием. Произведение должно прозвучать едино, цельно, на одном дыхании…
Домашнее задание: подготовить проект-презентацию о фортепианном цикле «Времена года».
Задорным, радостным произведением завершает концертное выступление Кононова Виктория, ученица 4 класса. Она исполнит пьесу «Февраль. Масленица».
Произведение «Февраль. Масленица» наполнено яркими картинками природы, народными гуляниями. Задор слышен на протяжении всей пьесы, даже в тихой динамике. Подражание звучания на народных инструментах широко используется композитором в этом произведении.
Пьеса написана в форме рондо: повторяющаяся тема (рефрен) звучит несколько раз, возвращая нас в задорный, залихватский танец.
Отработать пьесу отдельными руками, цепкими кончиками пальцев, с опорой кисти на аккордах. Пассажи шестнадцатыми нотками играть легко и звонко. Добиваться единого темпа на протяжении всей пьесы.
Домашнее задание: прослушать записи пьесы «Февраль. Масленица» в исполнении выдающихся исполнителей пианистов. Подготовить проект-презентацию о фортепианном цикле П.И. Чайковского «Времена года».
III этап – заключительный
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей;
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Считаю задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), поставленные преподавателем выполнялись осмысленно, творчески. А цель: воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов раскрытия достигнута. Тема мастер-класса «П.И. Чайковский – колыбель добра и отражение души русского человека» раскрыта.