Программа по учебному предмету
ПО.01. Музыкальное исполнительство
УП.01 Специальность и чтение с листа
Структура программы учебного предмета
I Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.
III Требования к уровню подготовки обучающихся
IV Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список использованных Интернет – ресурсов.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально – одарённых детей и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные музыкальные учреждения. В то же время, программа рассчитана на тех детей, которые не ставят перед собой целью стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа» составляет 8 летдля детей в возрасте 6,5 – 9 лет, поступивших в 1 класс.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность и чтение с листа», сроком обучения 8 лет:
Таблица 1
ПО.01. |
Музыкальное исполнительство («Фортепиано») |
|
ПО.01.УП.01 |
Специальность и чтение с листа (обязательная часть) (в часах) |
|
|
Максимальная учебная нагрузка
|
1777 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (индивидуальные занятия) |
592
|
|
Самостоятельная работа |
1185 |
|
Консультации (индивидуальные занятия) |
62 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
Задачи:
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием, с учетом его возрастных и психологических особенностей обучающегося. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, два инструмента для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Таблица 2
Обязательная часть |
||||||||||
Индекс, наименование учебного предмета |
Трудоемкость В часах |
Распределение по годам обучения |
||||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
|||
Количество недель аудиторных занятий |
||||||||||
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|||
Недельная нагрузка в часах |
||||||||||
ПО.01.УП.01 Специальность. и чтение с листа
|
Аудиторные занятия (в часах) |
592 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Самостоятельная Работа (в часах) |
1185
|
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
|
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учета консультаций) |
1777 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6,5 |
6,5 |
|
Консультации ( часов в год) |
62 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Таблица 3
Аттестация (годовой объём в неделях) |
||||||||
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
Промежуточная аттестация |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
Итоговая аттестация |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Специальность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Резерв учебного времени (годовой объём в неделях) - 8 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации проводятся рассредоточено в течение учебного года.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме выпускных экзаменов. Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году и используется: а) до промежуточной аттестации с целью подготовки обучающихся к промежуточной аттестации или б) после окончания промежуточной (экзаменационной) аттестации с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул и методическую работу преподавателей: подготовку к сольному, ансамблевому выступлению, созданию методической разработки, отзыва-рассказа о произведении какого-либо композитора, знакомство с новыми сборниками пьес, с аннотациями, показ нескольких учеников с подробным изложением методов работы с каждым из них, особенностей и трудностей индивидуального подхода, самоанализ открытого урока и многие другие формы работы.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету определяется учебным планом школы с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающихся.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху;
- подготовка самостоятельно выученного произведения (пьесы, этюда);
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования по классам
(Срок обучения - 8 лет)
Первый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа 3 часа в неделю
Консультации 6 часов в год
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими заключается в опоре на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Подготовительные упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на фортепиано.
Знакомство с инструментом «Фортепиано», его строением, клавиатурой, звучанием регистров, названием октав. Основы и особенности посадки за инструментом. Постановка игрового аппарата – освоение подготовительных упражнений за фортепиано. Постановка правой и левой рук. Освоение приема игры: non legato с постепенным переходом к пятипальцевой позиции. Элементы приема legato в коротких нотах пятипальцевой позиции. Упражнения на подкладывание 1 пальца для освоения в дальнейшем более длинных лиг и подготовке игры гамм. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, от разных нот, игра двойных, тройных нот освоение мажорных и минорных трезвучий. Игра мелодий попевок каждой рукой, попеременно каждой рукой, одновременно с басом, квинтой. Индивидуальный, дифференцированный подход в подборе репертуара и определении его трудности.
Формирование навыков самостоятельной работы: разбор попевок, небольших пьес без помощи преподавателя, выбор аппликатуры, штрихов к изучаемой пьесе (текущий контроль).
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на фортепиано ритма слов. Игра ритмических рисунков. Освоение понятий: длительности нот, размер паузы, реприза, тоника, субдоминанта, доминанта. Знание нотной грамоты в пределах 1, 2, 3 октав, уверенное освоение нот 1 октавы.
Чтение нот с листа, подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
Игра мажорных и минорных трезвучий от белых клавиш каждой рукой. Игра хроматической гаммы каждой рукой от белых клавиш в пределах 1 октавы.
Воспитание элементарных правил сценической этики, навыков сценической выдержки во время концертных выступлений (родительских собраний, классных часов).
В течение 1 полугодия обучающийся должен пройти:
Примерный репертуарный список контрольного урока
в конце первого полугодия
Вариант 1
1.Королькова А. «Андрей-воробей»
2. Королькова А. «Сорока-сорока»
3. Королькова А. «Паровозик»
Вариант 2
1.Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (с басом)
2.Королькова А. «Загадка» (с басом или квинтой)
3.Королькова А.«Лягушки» (чередование рук)
Вариант 3
1.Русская народная песня «Не летай, соловей» (чередование рук)
2. «Листопад» (с басом, либо квинтой или трезвучием в левой руке)
3. «Едет, едет паровоз» (с басом или «ломаной» квинтой)
2 полугодие
Закрепление знания нот со скрипичным ключом, знакомство с нотами в басовом ключе, дальнейшее освоение мажорных и минорных трезвучий каждой рукой, знакомство с обращениями трезвучий, чтение с листа, игра по слуху, транспонирование знакомых мелодий от белых и черных клавиш. Игра по нотам. Развитие навыка игры на инструменте приемом non legato, освоение игры штрихом legato (более длинные лиги), staccato. Знакомство с основой динамики - форте, пиано.
Освоение репертуара, технические упражнения.
Игра гамм 1-2 гамм (по выбору преподавателя) в пределах 1-2 октав каждой рукой. Игра расходящихся гамм от одного звука в пределах 1-2 октав. Игра трезвучий в этих гаммах (с обращениями-с учетом индивидуальных особенностей). Хроматическая гамма в перечисленных гаммах каждой рукой в пределах октавы.
В течение 2-го полугодия обучающийся должен пройти:
За учебный год обучающийся должен исполнить:
Таблица 4
1 полугодие |
2 полугодие |
Декабрь – контрольный урок (3 разнохарактерных пьесы). |
Март – академический концерт, чтение с листа. Май – экзамен (3 разнохарактерные пьесы). |
Примерный репертуар для переводного экзамена:
Вариант 1
1. Лонгшам-Друшкевичова К.«Полька»
2. Абелян А. «Осень»
3. Руббах С.«Воробей»
Вариант 2
1.Штейбельт Д. Адажио
2.Любарский «Курочка»
3.Гедике А. Русская народная песня «Заинька» , соч. 36
Вариант 3
1. Кабалевский Д. «Ежик»
2. Крутицкий Е. «Зима»
3.Моцарт В.А. Менуэт ре минор
Второй класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа 3 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
1 полугодие
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Дальнейшее освоение технологии исполнения основных штрихов (non legato, legato, stoccato). Контроль над свободой исполнительского аппарата.Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра различных фортепианных упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.
Знакомство с крупной и полифонической формой: освоение простейшей вариационной, сонатной форм, пьес с элементами полифонии.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
Игра гамм C dur, G dur, D dur (I полугодие), A dur, E dur, F dur в пределах октавы каждой рукой, игра трезвучий в этих гаммах (с обращениями-с учетом индивидуальных особенностей). Хроматическая гамма в перечисленных гаммах каждой рукой в пределах октавы; от звуков «ре» и «соль #» расходящаяся хроматическая гамма в пределах 1 октавы от одного звука. Упражнения на развитие координации.
Чтение нот с листа.
Дальнейшее развитие навыка самостоятельной работы (текущий контроль).
В течение 2-го года обучения ученик должен пройти:
В течение учебного года обучающийся должен исполнить:
Таблица 5
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд ).
декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Февраль - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март – контрольный урок в форме академического концерта (две разнохарактерные пьесы)
Май – экзамен (простейшая полифония или крупная форма, пьеса, этюд) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1.Моцарт В.А. Менуэт ре минор
2.Штейбельт Д. Адажио
Вариант 2
1.Скарлатти Д. Ария
2.Галынин А. «Медведь»
Вариант 3
1.Гендель Г. Сарабанда
2.Александрова А. «Новогодняя полька»
II. Примерный репертуарный список для контрольного урока в
I полугодии
Вариант 1
1.Раков Н. Сонатина D dur
2.Майкапар А. «Пастушок»
Вариант 2
1.Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
2.Гречанинов А. «Первоцвет»
Вариант 3
1.Гедике А. Сонатина До мажор, соч. 36
2.Чайковсий П. «Болезнь куклы»
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1.Майкапар А. «Мотылек»
2.Шостакович Д. Марш
Вариант 2
1.Мясковский Д. «Беззаботная песенка»
2.Косенко В. Скерцино
Вариант 3
1.Шуман Р. Марш
2.Геворкян Ю. «Обидели»
IV. Примерный репертуарный список
экзамена во 2 полугодии
Вариант 1
1.Гендель Г. Сарабанда
2. Гедике А. Тема с вариациями До мажор, Соч.46
Вариант 2
1.Моцарт В.А. Бурре ре минор
2. Штейбельт Д. Сонатина До мажор 1 ч.
Вариант 3
1.Бах И.С. Менуэт ре минор
2. Клементи М.Сонатина до мажор 1 ч. соч.36
Третий класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельная работа 4 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
Работа над звукоизвлечением и звуковедением: в программу включаются пьесы кантиленного и подвижного характера (с элементами виртуозности); развитие мелкой и крупной техники.
Дальнейшая работа над произведениями крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации), полифоническими произведениями. Освоение мелизмов: форшлаг (длинный, короткий), мордент, трель.
Развитие в обучающемся творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы: самостоятельный разбор простых пьес, этюдов, подбор по слуху, транспонирование.
В течение 3 года обучающийся должен пройти:
Кроме того, в течение 3 года обучающийся должен пройти:
В течение учебного года обучающийся должен исполнить:
Таблица 6
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд).
Декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Февраль - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март – контрольный урок в форме академического концерта (одна пьеса)
Май – экзамен (простейшая полифония или крупная форма, две разнохарактерные пьесы) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1. Леденев Р. Цикл «Пестрые страницы» пьеса «Лесная тропинка»
2. Бах И. С. «Двеннадцать маленьких прелюдий»Маленькая прелюдия №2 До мажор
Вариант 2
1. Шостакович Д. «Шарманка»
2. Бах И. С. «Двеннадцать маленьких пьес из нотной тетради Анны-Магдалины Бах» Менуэт Соль мажор
Вариант 3
1. Шуман Р. «Веселый крестьянин»
2. Тигранян В. Инвенция
II. Примерный репертуарный список
для контрольного урока в I полугодии
Вариант 1
1. Глинка М. «Чувство»
2. Рыбицкий Ф. «Маленький паяц»
Вариант 2
1. Фейнберг С. Детский альбом: Ария Ля мажор
2. Шуман Р. «Смелый наездник»
Вариант 3
1. Майкапар С. «Бирюльки» соч.28: «Осенью»
2. Шуман Р. «Веселый крестьянин»
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1. Бетховен Л. «Весело-грустно»
2. Майкапар С. «Мелодия», соч. 8 («Маленькие новелетты»)
Вариант 2
1. Хачатурян А. «Андантино»
2. Хиндемит П. «Марш»
Вариант 3
1. Чайковский П. «Немецкая песенка»
2. Штогаренко А. «Мотылек»
IV. Примерный репертуарный список
экзамена во 2 полугодии
Вариант 1
1. Бах И. С. «12 маленких прелюдий»,Маленькая прелюдия №2, До-мажор
2. Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1-я часть
Вариант 2
1. И. С. Бах Маленькая прелюдия Фа мажор
2. В. Моцарт Легкие вариации До мажор
Вариант 3
1. И. С. Бах Двухголосная инвенция ля минор
2. Чимароза Д. Соната Соль мажор
Четвертый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельные занятия 4 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники (технические упражнения, этюды, виртуозные пьесы, гаммы). Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.
Чтение с листа, эскизное освоение репертуара, концертное освоение репертуара. В программе большое внимание уделяется работе над крупной формой, полифонией.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.
Развитие навыков самостоятельной работы. Самостоятельный разбор и подготовка к показу преподавателю простейших пьес, этюдов (текущий контроль). Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения, чтение с листа. Подбор по слуху.
В течение 4 года обучающийся должен пройти:
Кроме того, в течение 4 года обучающийся должен пройти:
В течение учебного года обучающийся должен исполнить:
Таблица 7
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд).
Декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Февраль - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март - контрольный урок в форме академического концерта (одна пьеса)
Май – экзамен ( полифония или крупная форма, две разнохарактерные пьесы) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1. Гладковская «Маленькая танцовщица»
2. Гедике А. Трехголосная прелюдия
Вариант 2
1. Чайковский П. «Песня жаворонка»
2. Арман Д. Фугетта До мажор
Вариант 3
1. Глиэр Р. «Колыбельная», соч. 31
2. И.С.Бах «12 маленьких прелюдий», №5 Маленькая прелюдия ре минор
II. Примерный репертуарный список
для контрольного урока в I полугодии
Вариант 1
1. И.Беркович Плясовая
2. Грациоли Т. Соната Соль мажор
Вариант 2
1. Кабалевский Д. «Марш»
2. Чимароза Д. Соната соль минор 1часть.
Вариант 3
1. Глиэр Листок из альбома Соч. 31 №11
2. Моцарт Сонатина до мажор 1часть.
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1. Даргомыжский А. «Табакерочный вальс»
2. Прокофьев С. Марш
Вариант 2
1. Григ Э. «Лирические пьесы», соч. 12, «Танец эльфов»
2. Кабалевский Д. Новелла, соч.27
Вариант 3
1. Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор
2. Регер М. Пьесы для юношества, соч.17, №5 «Сломя голову»
IV. Примерный репертуарный экзамена
во втором полугодии
Вариант 1
1. Глинка М. Двухголосная фуга До мажор
2. Бетховен Л. Соната Фа мажор, 2-я часть Рондо
Вариант 2
1. Самонов А. Жига
2. Моцарт В. Сонатина № 4 Си бемоль мажор
Вариант 3
1. Гедике А. Трехголосная прелюдия
2. Диабелли А. Сонатина Соль мажор, соч. 151
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельные занятия 5 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки обучающимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.
Дальнейшее освоение мелкой, аккордовой техники, техники исполнения двойных нот и других видов.
Игра гамм: дальнейшее изучение и освоение более сложных приемов, при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса: C dur, G dur,A dur, D dur, E dur, a-moll, е moll (I полугодие), F dur, B dur, Es dur, d moll, g moll ( II полугодие).Игра аккордов по три звука. Oсобое место необходимо уделить работе с минорными гаммами гармонического и мелодического видов (знакомство с расходящимися видами в этих гаммах).
Игра коротких арпеджио, знакомство с ломаными арпеджио, игра гаммы C dur в терцию и дециму, знакомство с игрой в сексту. Игра гамм различными видами группировки, знакомство с длинным арпеджио V 7. Игра хроматических гамм в изучаемых гаммах в прямом и расходящемся движении.
Дальнейшее развитие навыка чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, самостоятельной работы над произведением, самостоятельный разбор нетрудных произведений с дальнейшим показом преподавателю (текущий контроль).
В течение 5 года обучающийся должен пройти:
В течение года обучающийся должен исполнить:
Таблица 8
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд). Декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Февраль - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март - контрольный урок в форме академического концерта (одна пьеса)
Май – экзамен (полифония или крупная форма, две разнохарактерные пьесы) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1. Глинка М. «Прощальный вальс» Соль мажор
2. Барток Б. Микрокосмос: № 92 Хроматическая инвенция
Вариант 2
1. Раков И. «Рассказ» ля минор
2. Пахельбель И. Куранта ми минор
Вариант 3
1. Шуман Р. «Дед Мороз»
2. Скарлатти Д. Фугетта До мажор
II. Примерный репертуарный список
для контрольного урока в I полугодии
Вариант 1
1. Сухонь Э. «Печаль»
2. Бетховен Л. Шесть легких вариаций на швейцарскую тему
Вариант 2
1Тактакишвили О. «Танец девушек»
2.Моцарт В. А. Сонатина №6 До мажор
Вариант 3
1. Шимановский К. «Краковяк»
2. Клементи М. Сонатина Соль мажор, соч. 38, ч.1
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1. Даргомыжский А. Табакерочный вальс
2. Лядов А. «Танец комара»
Вариант 2
1. Нильсен К. «Часы с музыкой»
2. Свиридов Г. «Зима»
Вариант 3
1. Лист Ф. «Маленькая пьеса» fis moll
2. Шостакович Д. «Вальс-шутка»
IV. Примерный репертуарный список
экзамена во втором полугодии
Вариант 1
1. Вебер К. Сонатина До мажор
2. Гендель Г. Жига из сюиты №2 d moll
Вариант 2
1. Пахельбель И. Куранта e moll
2. Моцарт В. Сонатина № 2 А dur
Вариант 3
1. Бах И.С. Гавот в форме рондо g moll
2. Дварионас Б. Вариации F dur
Шестой класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Самостоятельные занятия 5 часов в неделю
Консультации 6 часов в год
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучающийся должен пройти:
I полугодие:
Все мажорные диезные гаммы (кроме соль # мажора) – в прямом и расходящемся движении, в быстром темпе; в терцию, дециму – 2-3 гаммы; минорные гаммы – к этим гаммам (кроме ре # минора) в прямом движении на 4 октавы; трезвучия – игра двумя руками на 4 октавы.
Арпеджио: короткие и длинные (Т35) - двумя руками на 4 октавы; ломаные - каждой рукой пройти в качестве ознакомления; V7 – для знакомства каждой рукой; Ум.ввод.VII7 – длинное арпеджио двумя руками на 4 октавы.
Хроматические гаммы – в прямом и расходящемся движении на 4 октавы.
II полугодие:
Все мажорные бемольные гаммы– в прямом и расходящемся движении, в быстром темпе; в терцию, дециму – 2-3 гаммы; минорные гаммы (ре, соль, до, фа), кроме си бемоль минора – в прямом движении на 4 октавы; трезвучия – игра двумя руками на 4 октавы. Арпеджио: короткие и длинные (Т35) - двумя руками на 4 октавы; ломаные - каждой рукой пройти в качестве ознакомления; V7 – для знакомства каждой рукой; Ум. ввод.VII7 – длинное арпеджио двумя руками на 4 октавы. Аккорды по 4 звука.
Хроматические гаммы – в прямом и расходящемся движении на 4 октавы.
В течение 6 года обучающийся должен пройти:
Дальнейшее развитие навыка самостоятельной работы над изучаемой программой (развитие навыка выучивания текста наизусть, освоение аппликатурных принципов, работа над музыкальной фактурой).
В течение года обучающийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд).
Декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Февраль - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март - контрольный урок в форме академического концерта (одна пьеса)
Май – экзамен (полифония и крупная форма) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1. Мусоргский М. «Слеза»
2. Баркаускас В. Детский альбом: «Новогодний прелюд и фугетта»
Вариант 2
1. Глинка М. «Тарантелла»
2. Кабалевский Д. Фуга-песня
Вариант 3
1. Барток Б. «Баллада»
2. Бах В.Ф. Фуга D dur
II. Примерный репертуарный список
для контрольного урока в I полугодии
Вариант 1
1. Бриттен Б. Вальс d moll
2. Моцарт В.А. Соната №2, К 280, F dur, ч.2, 3
Вариант 2
1.Калинников В. «Русское интермеццо»
2. Вебер К. Анданте с вариациями соч. 3
Вариант 3
1. Бергер М. «Колыбельная»
2. Бах И.С. Концерт f moll, ч. 1
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1. Дварионас Б. «Лес в снегу»
2. Дандрие Ф. «Вихри»
Вариант 2
1. Шопен Ф. Полонез g moll (посмертное сочинение)
2. Зиринг В. Токката
Вариант 3
1. Шуман Р. Альбом для юношества, соч. 68, «Отзвуки театра»
2. Полунин Ю. «Прялка»
IV. Примерный репертуарный список
экзамена во 2 полугодии
Вариант 1
1. Габичвадзе Р. Инвенция С dur
2. Гайдн И. Соната №2 e moll
Вариант 2
1. Бах И.С.-Гедике А. Хоральная прелюдия h moll
2. Cкарлатти Д. Соната G dur
Вариант 3
1. Римский- Корсаков Н. Трехголосная фугетта g moll
2. Чимароза Д. Соната B dur
Седьмой класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю
Самостоятельные занятия 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Совершенствование всех ранее освоенных исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием общего культурного уровня,стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну-две самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы над произведением: самостоятельный разбор нетрудных произведений с дальнейшим представление сделанной работы преподавателю, подбор по слуху, транспонирование, чтение с листа.
В течение 7 года обучающийся должен пройти:
- все мажорные и минорные гаммы в прямом и расходящемся движении, в терцию и дециму в прямом (на выбор преподавателя в расходящемся движении);
- все мажорные и несколько минорных в сексту от белых клавиш;
- хроматические гаммы в прямом и расходящемся движении;
- тонические трезвучия аккордами по 4 звука и все виды арпеджио во всех тональностях;
- доминантовый септаккорд короткими и длинными арпеджио в прямом движении;
- уменьшённый септаккорд – короткими, ломаными и длинными арпеджио без обращений;
- 11длинных арпеджио от белой клавиши (на выбор преподавателя).
В течение учебного года обучающийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие |
2 полугодие |
Ноябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд).
Декабрь – дифференцированный зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерные пьесы, одна из них с элементами полифонии).
|
Апрель - технический зачет (гаммы по требованиям, один этюд, чтение с листа).
Март - контрольный урок в форме академического концерта (одна пьеса)
Май – экзамен (промежуточная аттестация) (полифония или крупная форма, две разнохарактерные пьесы) |
Примерные репертуарные списки 1 полугодия
I. Примерный репертуарный список зачета в первом полугодии
Вариант 1
1. Арленд Дж. «Вишневое дерево»
2. Гендель Г. Сюита d moll, Аллеманда
Вариант 2
1. Бабаджанян А. Экспромт
2. Бах И.С. Французская сюита №2 c moll
Вариант 3
1. Аренский Экспромт H dur, соч. 25, №1
2. Бах И.С. Фантазия и фуга d moll
II. Примерный репертуарный список
для контрольного урока в I полугодии
Вариант 1
1. Бетховен Л. Багатель g moll, соч. 126, №2
2. Глинка М. Вариации на тему: «Среди долины ровныя»
Вариант 2
1. Мендельсон Ф. Песня без слов №1, E dur
2. Лукомский Л. Концерт в классическом стиле, ч.1
Вариант 3
1. Прокофьев А. Мимолетность
2. Хачатурян А. Сонатина C dur
III. Примерный репертуарный список контрольного урока
во втором полугодии:
Вариант 1
1. Глазунов А. Пастораль №1, соч. 25
2. Геллер С. Токкатина № 13. Соч. 15
Вариант 2
1. Лысенко Н. Элегия №3 соч. 10
2. Агафонников В. «Юла»
Вариант 3
1. Рубинштейн А. Романс соч. 44, №1
2. Калькбреннер Ф. Токката a moll (6/8)
IV. Примерный репертуарный список
экзамена во 2 полугодии
Вариант 1
1. Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы»
2. Клементи М. Соната D dur, соч. 28
Вариант 2
1. Беркович И. Вариации на тему Паганини
2. Мясковский Н. соч. 83 Баркарола-сонатина
Вариант 3
1. Бортнянский Д. Соната F dur
2 .Раков Н. Лирическая сонатина №4 a moll
Восьмой класс
Аудиторные занятия 3 часа в неделю
Самостоятельная работа 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Главная задача, стоящая перед обучающимися восьмого класса - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом обучающийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
В течение 8 года обучающийся должен пройти:
- все мажорные и минорные гаммы в прямом и расходящемся движении, в терцию и дециму в расходящемся движении (на выбор преподавателя);
- все мажорные и несколько минорных в сексту от белых клавиш;
- хроматические гаммы в прямом и расходящемся движении, игра в прямом и расходящемся движении в терцию, дециму, сексту;
- тонические трезвучия аккордами по 4 звука и все виды арпеджио во всех тональностях;
- доминантовый септаккорд короткими и длинными арпеджио с обращениями в прямом движении, в 2-3-х тональностях – ломаными (на выбор преподавателя);
- уменьшённый септаккорд – короткими, ломаными и длинными арпеджио без обращений;
- 11длинных арпеджио от двух – трёх клавиш (на выбор преподавателя от белых и черных клавиш).
Примерный репертуарный список
итоговой аттестации (выпускного экзамена)
Вариант 1
1. Александров Ан. Фуга g moll, соч. 33, № 4
2. Баласанян С. Сонатина №2
3. Бетховен Л. Богатель, соч. 33, № 2
4. Черни К. Школа беглости, соч. 299, Этюд № 16
Вариант 2
1. Бах И.С. Трехголосная инвенция № 9 f moll
2. Гайдн Й. Соната № 38, h moll, ч.1
3. Григ Э. «Сердце поэта», соч. 52
4. Мошковский М. «15 виртуозных этюдов» соч. 72, этюд № 5
Вариант 3
1.Шостакович Д. Прелюдия и фуга № 1 C dur
2.Бах И.С. Итальянский концерт, ч.1
3.Шамо И. Картины русских живописцев: «Тройка»
4.Раков Н. Этюд a moll
В течение учебного года обучающийся должен исполнить:
Таблица 11
1 полугодие |
2 полугодие |
Октябрь - технический зачет (гаммы по требованиям, этюд или виртуозное произведение). Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена). |
Март - прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не игранных в декабре. Май – итоговая аттестация: выпускной экзамен (4 произведения: крупная форма, полифония, пьеса, этюд). |
Преподавателям, чьи обучающиеся целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, рекомендуется составлять годовой репертуар (индивидуальные планы) с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. С целью отработки навыка концертного выступления, формирования исполнительской выдержки обучающиеся должны активно участвовать в классных вечерах, концертах школы, конкурсах.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, обучающийся к концу прохождения курса программы обучения должен приобрести следующие знания, умения и навыки:
- знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умение по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
- навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыки подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыки публичных выступлений.
Реализация программы обеспечивает:
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальность и чтение с листа» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 12
Вид контроля |
Задачи |
Формы |
Текущий контроль |
- поддержка учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала, - развитие навыка самостоятельной работы над произведением. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. |
контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам |
Промежуточная аттестация |
определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения |
зачеты (показ части программы), технический зачет, академические концерты, переводные зачеты, экзамены
|
Итоговая аттестация |
определение уровня и качества освоения программы учебного предмета |
экзамен проводится во 2 полугодии 8 класса |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с обучающимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление обучающегося обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Обучающийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Обучающиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения домрой для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 8 классе в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором образовательного учреждения расписанию.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки.
По итогам исполнения программы выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 13
Оценка |
Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») |
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой, что позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. |
|
|
4 («хорошо») |
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая сторона игры может носить неопределенный характер. |
3 («удовлетворительно») |
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у обучающегося к занятиям музыкой. |
2 («неудовлетворительно») |
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования. |
Зачет недифференцированный (без оценки) |
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценки за выступление на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. При выставлении оценки на выпускном экзамене должны быть учтены следующие параметры:
- обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом;
- убедительно раскрыть художественный образ музыкального произведения;
- понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и обучающегося над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед обучающимся, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями обучающегося и преподавателя. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезнорассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для обучающегося музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу обучающегося над совершенствованием его исполнительской техники. Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки обучающегося.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.
Обучающийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденныхпроизведений, транспонирование, подбор по слуху. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом советской и детской музыки / Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. Т. V. – М., 1978
Альбом советской и детской музыки / Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. Т. VIII. – М., 1982
Альбом сонатин. В. 3. Ч. 2. – М., 1974
Грузинская музыка учащимся / Сост. Н. Кенчиашвили. – Тбилиси, 1978
Детские альбомы советских композиторов. В. 6 / Сост. Э. Бабасян – М., 1984
Детские пьесы болгарских композиторов / Сост. Е. Ховен – М., 1972
Детские пьесы композиторов Азербайджана. – М., 1980
Детские пьесы композиторов Армении. Старшие классы ДМШ. В. I. / Сост. Е. Абаджян, Ш. Апоян. – М., 1974
Детские пьесы композиторов Дагестана. В. I / Сост. С. Кузнецова, М. Губайдуллина. – М., 1972
Детские пьесы композиторов Таджикистана / Сост. С. Кузнецова, М. Губайдуллина. – М., 1975
Детские пьесы советских композиторов. В. VI. – М., 1973
Детские пьесы современных французских композиторов / Сост. Л. Рощина – М., 1970
Детские пьесы современных югославских композиторов / Сост. Н. Лукьянова – М., 1970
Звуки мира: Пьесы для фортепиано. В. 7 / Сост. А. Бакулов. – М., 1980
Звуки мира: Пьесы для фортепиано. В. 8 / Сост. А. Бакулов. – М., 1981
Избранные пьесы русских и советских композиторов. В. 6. / Сост. А. Курнавин. – Л., 1971
Избранные этюды иностранных композиторов. В. I, 1-2 классы ДМШ / Сост. А. Руббах, В. Натансон. – М., 1967
Избранные этюды зарубежных композиторов. В. II, 3-4 классы ДМШ / Сост. А. Руббах, В. Натансон. – М., 1967
Избранные этюды иностранных композиторов. В. III, 5-6 классы ДМШ / Сост. А. Руббах, В. Натансон. – М., 1968
Избранные этюды иностранных композиторов. В. IV, 6-7 классы ДМШ / Сост. А. Руббах, В. Натансон. – М., 1968
Избранные этюды зарубежных композиторов. В. V, 7 класс ДМШ / Сост. В. Натансон, В. Дельнова – М., 1968
Избранные этюды для фортепиано. В. 2. – Баку, 1963
Избранные этюды на двойные ноты. – М., 1964
Избранные этюды на двойные ноты, аккорды, октавы. В. 2. / Сост. Э. Федорченко, Е. Эфруси. – М., 1974
Избранные октавные этюды. В. I / Сост. В. Сивер. – М., 1961
Избранные пьесы современных французских композиторов / Ред. И. Захаров. - М., 1967
Избранные фортепианные произведения финских композиторов / Сост. Ф. Соколов. – Л., 1969
Калинка. Альбом начинающего пианиста / Сост. А.бакулов, К. Сорокин. – М., 1984
Композиторы Татарии детям: Пьесы для фортепиано/ Ред. В Спиридонова. – М., 1975
Музыка для детей. В. I. / Сост. К. Сорокин. – М., 1979
Музыка для детей. В. II. / Сост. К. Сорокин. – М., 1984
Музыка для детей. В. III. / Сост. К. Сорокин. – М., 1972
Музыка для детей. В. IV. / Сост. К. Сорокин. – М., 1973
Народная музыка для маленьких пианистов. 4-5 классы ДМШ., В. 5 / Сост. Ю. Комальков. – М., 1980
Начинающему пианисту: Пьесы современных композиторов. В. 1 / Сост. А. Хитрук. – М., 1981
Начинающему пианисту: Пьесы современных композиторов. В. 2 / Сост. В. Бунин. – М., 1982
Начинающему пианисту: Пьесы современных композиторов. В. 3 / Сост. В. Бунин. – М., 1983
Начинающему пианисту: Пьесы современных композиторов. В. ; / Сост. Э. Бабасян. – М., 1984
Библиотека юного пианиста: 4 класс ДМШ / Сост. Ю. Питерин. – М., 1968
Библиотека юного пианиста: Новые этюды советских композиторов. 4 класс ДМШ / Сост. Ю. Питерсон. – М., 1969
Библиотека юного пианиста: Новые этюды советских композиторов. – М., 1969
Библиотека юного пианиста: Новые этюды советских композиторов. VI класс ДМШ – М., 1969
Педагогический репертуар: Полифонические пьесы. Младшие классы ДМШ. В. 1 / Сост. Л. Ройзман. – М., 1967
Педагогический репертуар: Полифонические пьесы. 5 класс ДМШ. В. 5 / Сост. В. Лельнова – М., 1975
Педагогический репертуар: Полифонические пьесы. Старшие классы ДМШ. В. 5 / Сост. А. Бакулов – М., 1972
Педагогический репертуар: Пьесы для фортепиано. Сост. Ф. Розенблюм. – Л., 1966
Педагогический репертуар: Сонатины и вариации. 4 класс ДМШ. В. III / Сост. В. Дельнова. М., 1972
Педагогический репертуар: Сонатины и вариации. 7 класс ДМШ. В. II / Ред. В. Дельнова, А. Руббах. М., 1970
Педагогический репертуар: Этюды. В. 4. IV класс ДМШ / Сост. В. Дельнова. – М., 1972
Педагогический репертуар ДМШ. 5 класс. Этюды советских композиторов / Сост. В. Дельнова, В. Натансон. – М., 1965
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды 6 класс. В. 3 / Сост. , В. Натансон. – М., 1973
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды 7 класс. В. 4 / Сост. , В. Натансон. – М., 1976
Педагогический репертуар ДМШ. 7 класс / Сост. А. Руббах / Беннет В. Токката, К. Граун Жига. / М., 1967
Педагогический репертуар ДМШ: Старшие классы. Этюды. В. 1 / Сост. А. Бакулов. – М., 1967
Педагогический репертуар ДМШ: Старшие классы. Этюды. В. 11 / Сост. А. Бакулов. – М., 1968
Педагогический репертуар ДМШ. Разные авторы / Сост. А. Батагов. – М., 1966
Педагогический репертуар музыкальных училищ. I курс. Этюды. В. 12 / Сост. В. Белов. – М., 1968
Педагогический репертуар музыкальных училищ. I курс. Этюды. В. 13 / Ред. К. Сорокин – М., 1959
Педагогический репертуар музыкальных училищ. Пьесы. В. 1 / Сост. В. Белов. – М., 1965
Педагогический репертуар музыкальных училищ. Избранные октавные этюды / Сост. В. Малинников. – М., 1968
Педагогический репертуар музыкальных училищ. I курс. В. 8 / Сост. В. Белов. – М., 1967
Полифонические пьесы русских композиторов. В. 1 / Сост. Э. Бабасян. – М., 1979
Полифонические пьесы. Старшие классы ДМШ. В. 2. / Сост. Л. Ройзман. М., 1976
Пьесы литовских композиторов / Сост. А. Балтреинене. – М., 1968
Пьесы виртуозного характера. В. 1 / Сост. Э. Федорченко, Е. Эфрусси. – м., 1965
Пьесы виртуозного характера. В. 11 / Сост. Э. Федорченко, Е. Эфрусси. – м., 1969
Пьесы форме вариаций. Старшие классы ДМШ. / Сост. А. Батагова. – М., 1965
Пьесы форме вариаций. Старшие классы ДМШ. / Сост. А. Батагова. – М., 1967
Пьесы зарубежных композиторов. В. 2. Средние и старшие классы ДМШ / Сост. Е. Тимакин. – м., 1969
Пьесы на народные темы для фортепиано. 6 класс ДМШ / Сост. В. Розенгауз. М., 1965
Пьесы на народные темы для фортепиано. 7 класс ДМШ / Сост. В. Розенгауз. М., 1965
Пьесы советских композиторов. 6-7 классы ДМШ / Сост. Е. Орлова. – М., 1968
Пьесы советских композиторов. Старшие классы ДМШ / Сост. Л. Баренбойм. Л. , 1967
Пьесы современных зарубежных композиторов. / Сост. Н. Копчевский. – М., 1968
Пьесы современных французских композиторов. / Ред. М. Лалинов. – М., 1965
Пьесы украинских композиторов. 3-7 классы ДМШ. / Сост. Б. Милич. – М., 1967
Пьесы украинских композиторов. Педагогический репертуар ДМШ. / Сост. Б. Милич. – М., 1967
Пьесы финских композиторов / Сост. В. Дельнова. – М., 1964
Русская клавирная музыка / Ред. Н. Копчевского. М., 1981
Сборник этюдов и технических пьес / Сос. Л. Просыпалова, Н. Судзан. – М., 1974
Сборник фортепианных пьес. Этюдов и ансамблей. Ч. II, Т. II / Сост. С. Ляховецкая. – Л., 1970
Советские композиторы – детям: Пьесы. В. 3. Младшие классы ДМШ. – М., 1970
Советские композиторы – детям: Пьесы. В. 3. Средние классы ДМШ. – М., 1973
Советские композиторы – детям: Пьесы для фортепиано. В. I Старшие классы ДМШ / Сост. В. Дельнова, В. Натансон. М., 1969
Советские композиторы – детям: Пьесы. В. 5. – М., 1975
Советские композиторы – детям: Новые пьесы для фортепиано. В. 12 / ред. И. Худолей. – М., 1982
Советские композиторы – детям: Пьесы. В. 4. Старшие классы ДМШ. – М., 1976
Советские композиторы – детям: Пьесы. В. 3. / Сост. А. Бакулов. – М., 1973
Советские композиторы – детям: Этюды. В. 2. Младшие классы ДМШ. – М., 1969
Советские композиторы – детям: Этюды. В. 1. Средние классы ДМШ. / Сост. Ю. Питерин – М., 1969
Советские композиторы – детям: Этюды. В. 2. Средние классы ДМШ. / Сост. Ю. Питерин – М., 1970
Современный пианист: Учебное пособие для начинающих / Сост. В. Копчевский, В. Натансон, М. Соколов. – М., 1979
Современнаяфортепианная миниатюра. В. 2 / Сост. А. Асламазов. – Л., 1975
Современная фортепианная музыка для детей. I класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1969
Современная фортепианная музыка для детей. II класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1968
Современная фортепианная музыка для детей. III класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1972
Современная фортепианная музыка для детей. IV класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1970
Современная фортепианная музыка для детей. V класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1969
Современная фортепианная музыка для детей. VI класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1968
Современная фортепианная музыка для детей. VII класс ДМШ / Сост. Н. Копчевский. – М., 1971
Сонатины для фортепиано. В. I / Сост. В. Габриэлов. – М., 1971
Сонатины для фортепиано. В. II / Сост. В. Габриэлов. – М., 1982
Cонатины для фортепиано. Старшие классы ДМШ. В.2. / Сост. Т. Илюхина. – М., 1973
Сонатины и вариации для фортепиано. В. 1 / Сост. Е. Сафронова – Руббах. – М., 1979
Сонатины и вариации для фортепиано. В. 2 / Сост. В. Дельнова, В. Натансон. – М., 1967
Сонатины и вариации. Т. I. 4-7 классы ДМШ / Сост. А. Бакулов. – М., 1969
Сонатины и вариации для фортепиано. В. 3. М., 1972
Сонатины и вариации для фортепиано. В. 4. М., 1973
Сонатины и вариации для фортепиано. В. 5. / Сост. А. Батагова. - М., 1974
Сонаты, сонатины, рондо и вариации для фортепиано. Ч. I / Сост. С. Ляховецкая. – Л., 1967
Учебный репертуар ДМШ. IV класс. Киев, 1984
Фортепиано: Учебное пособие. 1 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1981
Фортепиано: Учебное пособие. 2 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1982
Фортепиано: Учебное пособие. 3 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1983
Фортепиано: Учебное пособие. 4 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1982
Фортепиано: Учебное пособие. 5 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1981
Фортепиано: Учебное пособие. 6 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1982
Фортепиано: Учебное пособие. 7 класс ДМШ / Сост. Б. Милич. – Киев. 1982
Фортепианные концерты для детей. В. 3. 5-7 классы ДМШ / Сост. Е. Сафронова – Руббах. – М., 1979
Фортепианные концерты для детей. В. 9. 7 класс ДМШ / Сост. Е. Сафронова – Руббах. – М., 1966
Фортепианная музыка для ДМШ / Сост. А. Самойлов. – М., 1974
Фортепианная музыка для ДМШ / Сост. Т. Илюхина – М., 1973
Фортепианная музыка для ДМШ: Пьесы. В. 2. Средние классы / Сост. В. Дельнова – М., 1973
Фортепианная музыка для ДМШ: Пьесы. В. 1. Старшие классы. – М., 1972
Фортепианная музыка для ДМШ: Пьесы. В. 1. Старшие классы / Сост. А. Батагова. – М., 1973
Фортепианная музыка для детей июношества: Пьесысовременных композиторов. В. 2. – М., 1982
Фортепианная музыка для детей июношества: Пьесысовременных композиторов. В. 4. / Сост. В. Столова– М., 1984
Фортепианная музыка для старших классов ДМШ и училищ. – Л., 1976
Фортепианная музыка для ДМШ: Полифонические пьесы. 1-2 классы / Сост. Е. Орлова. – М., 1969
Фортепианные пьесы для детей. – Минск, 1972
Фортепианные пьесы украинских композиторов для детей. В. 2. – Киев, 1981
Фортепианные пьесы украинских композиторов для детей. В. 4. – Киев, 1984
Фортепианные пьесы украинских советских композиторов для детей. – Киев, 1980
Фортепианная техника / Сост. В. Дельнова, В. Натансон, В. Малинников. – М., 1983
Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века для ДМШ. В. I. / Ред. Н.Терентьева. – Л., 1982
Фортепианные транскрипции русских и советских композиторов. В. I. / Сост. Л. Ройзман. – М., 1963
Этюды и виртуозные пьесы украинских композиторов. – Киев, 1961
Этюды и виртуозные пьесы русских композиторов. В. 1 / Сост. В. Белов – М., 1963
Этюды и пьесы для одной левой руки / Сост. В. Дельнова. – М., 1966
Этюды и технические пьесы в. 2. / Сост. Л. Просыпалова, н. судзан. – М., 1974
Координация рук в одновременном движении: Этюды для фортепиано / Сост. А. Кантор, А. Трауб, Э. Федорченка, Е. Эфрусси. Ч. II. – м., 1983
Юный пианист. В. I / 1-3 классы ДМШ / Сост. В. Натансон, Л. Ройзман. – М., 1981
Юный пианист. В. II / 4-5 классы ДМШ / М., 1983
Юный пианист. В. III / 6-7 классы ДМШ / М., 1984
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. – М., 1970.
Список использованных Интернет – ресурсов
«О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»: сборник материалов для детских школ искусств. Министерство культуры Российской Федерации.
Автор – составитель: А. О. Аракелова.- М., 2012.